Фильм «Верность»: качественный секс с глубоким смыслом
«Ты мне скажи, ты у него сосала?» — выпытывает у жены молодой супруг-рогоносец. Впрочем, выпытывает без обиды, а из интереса. Ему важны детали. «Он тебе в рот кончил? А-а-а, в презерватив. Так себе ты ему дала», — тянет разочарованно.
Трагикомическая буржуазная драма Нигины Сайфуллаевой «Верность» вполне могла бы сойти за порнографическую. Секс и сцены соития показаны там обильно и со смаком. В гостинице с лодочником, стрельнувшим двести рублей «на люкс»; на пляже и в машине; на окне ванной комнаты и на унитазе там же. Откровенно, с характерными звуками сытого хрюканья и почавкивания. Но на удивление не пóшло.
Недавно одна известная писательница, организатор литературных курсов, сломала всю голову, пытаясь найти хоть одного автора, кто хорошо пишет о сексе. Так и не нашла. С кино примерно то же. Вспомните, к примеру, как Тодоровский в недавнем фильме «Одесса» умудрился предельно асексуально и неправдоподобно изобразить пятнадцатилетнюю Лолиту, которая свела с ума героя Евгения Цыганова. Посмотришь на эту Лолиту и хочется заорать «Не верю!»: невозможно же вообразить, чтобы растакая-то чувырла могла на что-то сподвигнуть.
Еще раньше режиссер Оксана Карас в фильме «Выше неба» неаппетитно и без уважения засветила грудь молоденькой актрисы — так, будто это не грудь, а жаба.
Уже хотя бы за то хочется поаплодировать режиссеру Сайфуллаевой, что она сумела сделать «качественный секс». Но это не единственная заслуга «Верности».
В фильме по сценарию Любови Мульменко рассказывается о том, о чем наши режиссеры тоже не говорят: личные отношения. Можно ли сохранить семью в нынешних условиях, когда зачастую супругов не объединяет ничего, кроме общей постели? Муж-актер (Александр Паль) и жена-гинеколог (Евгения Жаринова) испытывают кризис семейной жизни. Страсти утихли, а помидоры завяли.
— Что у нас с сексом? — интересуется она.
— По мне, так лучше никакого, чем вялый, — равнодушно отвечает он и пускается в привычные для мужчин рассуждения, мол, это не я виноват, а сама виновата, не исходят от тебя вибрации, то да се.
По мнению жены, причина кроется не в отсутствии вибраций, а в измене. Чего уж проще: муж-актер завел роман с партнершей по сцене. Желания проверять догадку у Лены нет. А вот желание отомстить — есть. И мстя будет страшна, в духе «Нимфоманки» фон Триера.
Череда измен показана во всей неприкрытой откровенности. Но ни модная эротическая стрижка главной героини, ни неприкрытая нагота стремительных событий не затмевают сути повествования. Каждая новая измена оборачивается новым унижением и новой потерей себя. И последствия приобретают катастрофический характер.
— Понимаешь, секс — это не то, что можно. Это то, что нельзя, — объясняет запутавшейся Лене коллега-доктор.
Но не в этом идея картины…
Парадокс эротической ленты Триера в том, что, испытав на себе все виды запрещенной любви, его героиня остается чистой. Парадокс картины Сайфуллаевой в том, что ее героиня обретает себя в тот момент, когда теряет все. Причем предел наступает не с очередным любовником, а с мужем, обрядившим ее в проститутский костюм и грубо поимевшим.
И вот здесь возникает мысль эротически-семейная. То, что и с мальчиком, и с дядечкой нельзя, оказывается вполне можно с одним-единственным человеком. И даже больше того — нужно ему для поднятия самооценки. Проявить великодушие, простить, понять. Чтобы услышать «Я люблю тебя» с осмысленным ударением на последнем слове.