На съёмках «Того самого Мюнхгаузена» актёры объедались чёрной икрой и боролись на пальцах
40 лет назад были закончены съемки двухсерийного фильма-фантазии Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Лирическая комедия о жизни, любви и смерти знаменитого барона, жившего в XVIII веке, сыгранная звездным актерским составом, вмиг полюбилась зрителям. К сожалению, многие исполнители главных ролей уже покинули этот мир: Олег Янковский, Александр Абдулов, Игорь Кваша, Леонид Броневой... В сентябре не стало и режиссера Марка Захарова. Но помня напутствие героя Янковского: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!», сейчас мы расскажем интересные истории со съемочной площадки знаменитой картины.
Съемки сцены с оленем, у которого вместо рогов выросло вишневое дерево, планировали провести в Московском зоопарке. Но оказалось, что весной животные сбрасывают рога. Пробовали использовать чучело, но Марку Захарову не понравились его пустые глаза.
- Тогда прибегли к комбинированной съемке, - рассказывает оператор Всеволод Якубович. - На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле. Тогда мы решили попробовать приманить его лакомством. Сработало: животное прошло по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты внимательно изучил проход марала и повторил его движения с деревом на голове на фоне черного бархата. После чего кадры наложили друг на друга.
Засветился в картине еще один непослушный зверь - медведь. По сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы заставить косолапого идти в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой.
Но с артистами режиссер намучился куда больше, чем с животными. Особенно с Леонидом Ярмольником (сын барона Феофил) и Александром Абдуловым (Рамкопф). Бесконечные шутки друзей невероятно раздражали не только Марка Анатольевича, но и строгую Инну Чурикову. Устав от их выходок, Захаров попросил Чурикову перед камерой дать Ярмольнику пощечину. Инна Михайловна так увлеклась, что стала импровизировать со шлепками и в других совместных с ним сценах.
- Такая система воспитания была: чуть что не так - бабах! - с улыбкой вспоминает она.
80 сортов колбасы
Мюнхгаузен родился в немецком Боденвердере и долго жил в Ганновере. Поэтому основную часть картины решили снимать в Германии. Правда, в родных городах барона, входящих в состав капиталистической ФРГ, киногруппа работать не могла. Поэтому киношники поехали в тихий и живописный Вернигероде, находившийся в дружественной социалистической ГДР. Фахверковые домики, сказочная ратуша и городская площадь, неоготический замок, где жил герой Янковского - все это снимали там.
Семена Фараду долго не хотели выпускать за границу. Компетентные органы мурыжили его лишь потому, что он был актером Театра на Таганке, который возглавлял вольнодумец Юрий Любимов. Опасались, что Фарада может предать Родину.
«Пастырь» Владимир Долинский мог лишиться возможности выехать в ГДР по другой причине. Актер отмотал срок по статье «валютные махинации» и имел непогашенную судимость. Но благодаря стараниям коллег ее досрочно сняли.
На этом напасти не закончились. Захаров рассказывал:
- Человека три из съемочной группы впервые выехали за границу, и настоящим ударом для них стал первый же продовольственный магазин. Хотя я предупреждал: «Не пугайтесь, там будет 80 сортов колбасы». У привыкших к дефициту советских людей от этой колбасы случались психические срывы, поэтому у органов с Лубянки была стратегия: сперва отправлять людей в Монголию или Болгарию, чтобы пообвыклись.
Хотя Инна Чурикова разнервничалась отнюдь не из-за колбасы. В Германии артистка впервые попробовала йогурт. И так он ей понравился, что две недели подряд Инна Михайловна ела практически только его.
За границей актеры решили немного подзаработать. Долинский привез на продажу несколько металлических двухкилограммовых банок черной икры. Одну из них ему, взявшему в соучастники Абдулова и Янковского, реализовать удалось. А остальные артисты съели во время попойки с немецкими актерами массовки.
- Мы открыли эти банки, - рассказывает Долинский. - Достали купленные на продажу русские сувенирные ложки и водку. И принялись пить водку, заедая икрой.
Уже под градусом Абдулов предложил немцу-каскадеру помериться силами и побороться на указательных пальцах. В результате на сломанный палец Александра Гаврииловича пришлось накладывать гипс. Позже, уже на трезвую голову, Абдулов умудрился вывихнуть ногу: отказался от дублера и сиганул с четырехметрового забора сам. Но съемки не прервал, преодолевая боль.
Притронуться, испытать, прочувствовать
Инна Чурикова прилетала в Германию на несколько дней и снова возвращалась в Москву. А молоденькая Елена Коренева, сыгравшая любовницу барона Марту, сидела в ГДР безвылазно. Она оказалась едва ли не единственной женщиной в обществе знаменитых мужчин-актеров. Жила вся группа в малюсенькой гостинице на горе, покрытой лесом.
- Когда шутки с пивом и эксперименты с немецким языком исчерпали себя, наступила пора маеты романтическо-сексуального свойства, - писала в мемуарах Коренева. - Олег Янковский подзуживал меня намеками: «Смогу ли я когда-нибудь гордиться, что имел честь… притронуться… испытать… э-э-э… прочувствовать?..» - и так далее. Пару раз я была схвачена возбужденными юношами в коридоре гостиницы, доставлена на руках в номер к главному герою и брошена там на кровать как пленница, но, кроме хохота и щекотки, ничего не случилось.
А однажды любитель розыгрышей Абдулов ворвался в номер к Кореневой и предупредил, что сейчас придут «они», и Елене нужно срочно раздеться по пояс. Ничего больше не объясняя, Абдулов выбежал. Коренева ничего не поняла, но просьбу коллеги выполнила. Когда через минуту в дверь постучали, Елена открыла ее с обнаженной грудью.
- Янковский, Абдулов, Долинский, Фарада и, если не ошибаюсь, Игорь Кваша стояли перед дверью на коленях, - вспоминает актриса. - В руках - примерно на уровне ширинки - каждый из них держал батон сервелата, который задорно был поднят вверх своим тугим и круглым концом. «Что?» - спросила я деловым тоном, уперев руки в боки и стараясь придать бюсту как можно более независимое настроение. «Лена…» - начал было самый решительный, но вид двух маленьких грудей, беззащитно торчащих в воздухе, сразил говорившего, и он свалился в приступе истерического хохота, за ним - остальные.
Апогеем стала сцена, когда абсолютно серьезно Леонид Ярмольник при всех сделал Кореневой предложение руки и сердца. Она отказала. И вскоре стало ясно, почему. Под конец съемок из ФРГ к Кореневой приехал ее возлюбленный - Алексей Менглет, эмигрант и внук легендарного Георгия Менглета. Это заставило всех напрячься: ведь Алексей нарушил паспортный режим! Однако благодаря упорству Захарова Менглета удалось втихаря поселить в отеле на несколько суток. По ночам Алексей предлагал Елене сбежать - махнуть в Голливуд.
- А кино как же? - отвечала кавалеру Коренева. - Надо досняться.
Пока она доснималась, он уехал. Навсегда. И их любовная история закончилась.
Прикинь!
- В эпизодах с застольями нет бутафорской еды. Для сцены с обедом пастыря в исполнении Долинского приготовили несколько блюд из осетрины. После десятка дублей актер не мог даже смотреть на рыбу - так ею объелся.
- Знаменитая фраза Мюнхгаузена: «Умное лицо - еще не признак ума» - в сценарии звучала как «Серьезное лицо еще не признак ума». Янковский случайно оговорился, но новый вариант понравился Захарову.
Кинопробы
На роль Марты пробовались Ирина Мазуркевич и Галина Золотарева. Захаров остановился на актрисе «Ленкома» Татьяне Догилевой. Но ее кандидатуру не утвердил худсовет. Догилева жутко обиделась, что Марк Анатольевич ее не отстоял, и вскоре ушла из «Ленкома», который он возглавлял.
Феофила мог сыграть актер Театра сатиры Юрий Васильев, а Рамкопфа вместо Абдулова - мхатовец Сергей Колесников. Единственным актером, утвержденным без проб, оказался Леонид Броневой. Хотя его роли изначально не было в сценарии - образ герцога придумал и добавил Захаров.
Полищук в опале
В конце 70-х Любовь Полищук была в опале на телевидении. Поэтому эпизодик, где она танцует на ходулях и поет голосом Жанны Рождественской «Песенку пастушки», из первоначального монтажа вырезали. Но через несколько лет сцену вернули в картину.