Режиссёр Сергей Снежкин: «Сейчас в кино царит цензура мудаков!»
В Санкт-Петербурге не так много режиссеров, чьи фильмы непременно становятся событиями в мире кино. Сергей Снежкин, поставивший «ЧП районного масштаба», «Похороните меня за плинтусом» и телесериалы «Брежнев», «Белая гвардия» и «Следователь Тихонов», видно, не зря ест свой хлеб председателя питерского отделения Союза кинематографистов России. На днях Сергей Олегович отметил 65-летие, а сразу после этого ответил на наши вопросы.
- Сергей Олегович, поздравляем с прошедшим! Как справили?
- В кругу близких. Покойный режиссер Алексей Герман говорил: «Я художник, и что? Тоже нуждаюсь в соковыжималке и микроволновой печи». Согласен с Алексеем Юрьевичем. Но к подаркам легко отношусь. Главное, что удалось в любви и удовольствии встретиться с родными и друзьями, посидеть, поговорить. Недавно по ТВ (случайно или нет) снова показали мой сериал «Белая гвардия». Посмотрел и в очередной раз жутко расстроился. Дело в том, что эту картину, по решению продюсеров, монтировал не я. В результате монтаж получился глупым и непрофессиональным. Это моя печаль. Увы, сейчас кинематограф стал хамским. В том смысле, что продюсеры - это новое племя - имеют все права, а режиссеры - никаких. В результате получается, что к нам вернулась цензура. Цензура этих мудаков. Которая никому и не снилась при советской власти. А называется она - своеволие, необразованность, глупость и алчность.
- Почему вы решили стать режиссером?
- Моя замечательная бабушка почти всю жизнь проработала в кино. Детство я провел среди ее знакомых. Именно она отвела меня в школу при Академии художеств. А после я поступил в Институт культуры, чтобы не забрали в армию. Понимал, что в 17 лет во ВГИК, о котором трепетно мечтал, идти рановато. В результате быстро вылетел из Института культуры, и до ВГИКа несколько лет работал на заводе… Кинорежиссеры в СССР всегда были особым отрядом. Туда не каждого пускали: коллеги, например, могли не подать руки человеку, которого назначали доснимать картину вместо уволенного. А с новичками и вовсе не общались. Не здоровались, отводили глаза. Я до сих пор вспоминаю конфликт Глеба Панфилова с партийным руководителем нашего города Романовым. Когда Панфилов в середине 70-х снял у нас на «Ленфильме» картину «Прошу слова» о том, как обыкновенная женщина стала председателем горсовета, лента вызвала серьезные возражения Романова. Но Панфилову удалось пробить ленте дорогу на экран, однако пришлось навсегда уехать работать в Москву, потому что Романов не забыл ему своего поражения.
- А может, чиновнику не нравилось и то, что режиссер снимал в главных ролях свою супругу Инну Чурикову?
- Инна Михайловна невероятно талантлива, не чета нынешним прошмандовкам - любовницам продюсеров. Те вынуждают снимать своих никчемных баб. Мне недавно с ужасом рассказывали, как один бедный режиссер, чтобы не пойти по миру, согласился поработать с одной такой дешевкой. Мало того, что продюсер каждый день сидел на площадке, так еще, слыша команду режиссера: «Стоп, снято!», при всех его осекал: «Снято» здесь буду говорить только я!» У меня такого, слава богу, не случалось. Я сразу ухожу, если хоть какой-то ультиматум предъявляют. Из-за конфликта с продюсерами ушел со съемок фильма «Следователь Тихонов».
- Там же Михаил Ефремов главную роль играл. Может, вас вывело из себя то, что он нарушал режим?
- Я не видел, чтобы Михаил пил. Меня он ни разу не подвел. Ответственный человек, а уж профессионал невероятный. Со мной работают только смелые артисты. Я всегда устраиваю пробы на роль, пусть даже это суперзвезды уровня Хабенского. Пробы важны, это подготовительный период. Мы ищем своего персонажа и не можем ошибиться.
Нормальная животная страсть
- О вас заговорили после фильма 1988 года «ЧП районного масштаба»...
- Эту картину я снял в 34 года. Фильм стал хитом, невероятные очереди на него выстраивались. Главную роль сыграл молодой Игорь Бочкин. Параллельно с ним пробовались Александр Абдулов и Юрий Демич. Юра в результате лишь в эпизоде сыграл и с горечью вздыхал: «Надо было похудеть для главной роли. Сказал бы - я бы похудел. Это же моя роль, я заслужил ее!» Эти пронзительные слова и его взгляд до конца своих дней буду помнить. Демича же очень скоро не стало (внезапно умер в 42 года из-за разрыва сосуда в пищеводе. - Я. Г.). А Александр Абдулов по графику нам не подходил - надо было полностью под него подстраиваться, хотя пробы у него были блестящие. Впрочем, и Бочкин хорошо сыграл. В «ЧП…» у меня была эротическая сцена, за которую потом крепко досталось. 30 лет назад с этим строго было. Хотя это даже не эротика, а нормальная животная страсть. Что комсомольцы не трахались разве? Моему оператору Владимиру Бурыкину тогда было 60 лет. Сын генерала, работая над этим эпизодом, он очень переживал и приговаривал: «Ну, ты даешь, Сережа... Ну и как такое снимать?» Смешно вспоминать.
- Чтобы показывать проявления сексуальности на экране, действительно требовалась смелость?
- Я еще во ВГИКе, когда снимал учебную работу, вставил туда такой эпизод. Звонок в дверь, обнаженная девушка, которая спит с героем, встает и идет открывать. На ходу она натягивает халат, и какое-то время мы наблюдаем ее прекрасное тело. Посмотреть на ее прелести вся кафедра собралась - народные наши артисты, Герои Соцтруда. Сергей Герасимов мне тогда с укором сказал: «Сергей, ну зачем вы так девушку сняли? Ей же еще жить!» Но все же не добавил, что это плохо или запрещено. Его слова, если честно, меня зацепили, часто их вспоминаю. И с тех пор к обнаженке отношусь крайне осторожно: без огромной необходимости актеров не раздеваю.
- Зато соглашаетесь на неожиданные эксперименты. В вашем сериале «Брежнев» Леонида Ильича сыграл Сергей Шакуров.
- Когда мне предложили сценарий Валентина Черных, тот мне не понравился. Но я принял вызов, переписал и принялся искать исполнителя главной роли. Шакуров вначале личного врача генсека Чазова должен был играть. А после проб почему-то так нехорошо на меня посмотрел, а костюмеры и гримеры мне стали говорить, что именно Сергея Каюмовича надо брать на главную роль. «Шакуров - стройный, спортивный, ну какой из него оплывший, со сросшимися бровями Брежнев?» - сомневался я. Но когда Шакурова загримировали, оператор, простой мужик, присвистнул: «В рот - компот! Как же он на Леонида Ильича-то похож!» Я понял, что мы нашли героя. Шакуров потом мне рассказывал, что Никита Михалков его хвалил: «Я такой игры со времен старого МХАТа не видел». А я остался доволен еще и работой Светланы Крючковой и Марии Шукшиной и позже пригласил их в свою картину «Похороните меня за плинтусом».
- Что заставило вас экранизировать бестселлер Павла Санаева?
- Я успеха этой повести не мог понять. Но меня зацепила великая трагедия бабушки. И я поставил себе задачу, чтобы уродом у нас, в отличие от книги, выглядел ее внучок, которого она от всего уберегает.
Полна изба Иванами
- В вашей семье есть конфликт отцов и детей?
- У нас с супругой Инессой (мы познакомились 40 лет назад во ВГИКе, когда я учился на режиссерском факультете, а она - на художника-постановщика) два сына. Георгию 36 лет, он архитектор, получил Государственную премию за проектирование здания Академии танца Бориса Эйфмана. А Ивану 30, он окончил ВГИК и стал кинорежиссером. Но опечален я не отсутствием взаимопонимания с сыновьями и не тем, что младший решил продолжить мое дело, а тем, что внука, появившегося на свет год назад, он назвал, как себя - Ванькой. Полна изба теперь у нас Иванами. Будто имен других нет. А в остальном все замечательно. Моя жена - мудрая, красивая и с хорошим чувством юмора тетка. Мы до фига лет вместе, но нам до сих пор интересно.
- Соблазны вас никогда не посещали? Как, например, Алексея Учителя. Он 40 лет прожил вместе с соратницей и продюсером Кирой Саксаганской, а потом завел двух дочек на стороне с молодой актрисой Юлией Пересильд.
- Меня часто пугают: посмотри, мол, сколько вокруг тебя красоток. Но я и не думаю на эту тему. Просто всем остальным не повезло, что у них нет Инессы, такой крутой бабы, как у меня! А Киру Саксаганскую жалко, что тут скажешь. Мы давно с их семьей знакомы и очень печально, когда спустя столько лет жизни все рушится. Кира - ураган. Что у них там с Лешей стряслось, не ясно. Но каждый для себя нужное выбирает. Когда люди в возрасте расстаются, сложно потом оставленной половинке кого-то другого найти. Дядя Ваня Краско вот ищет и ищет себе очередную юную музу. Видно, в свои 90 лет бежит от старости и не может спокойно отдохнуть. Удачи ему, конечно. Еще и очередного ребеночка родить. Ну а вырастить, если что, государство поможет - отдадут в суворовское училище.