А Борис Галкин узнал секрет телячьей колбасы
Один из самых именитых театральных вузов России — Институт имени Бориса Щукина — отметил 105-летие. За свою историю «Щука» выпустила около 2,4 тыс. актеров и режиссеров. Юрий Любимов, Ролан Быков, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Наталья Селезнева — перечислять знаменитых щукинцев можно очень долго. В юбилей своей альма-матер студенты разных лет собрались в родных стенах на большой праздник.
— Цифрой 105 никого не удивишь, — развел руками ректор «Щуки», народный артист Евгений Князев. — Каждый год 23 октября мы собираем всех выпускников. В этот раз особенно чествуем тех, чья последняя цифра года окончания института девять: 2019, 2009, 1999… Уже, к сожалению, не осталось выпускников 39-го, а вот с 49-го одна есть — это Дарья Максимовна Пешкова.
92-летняя внучка писателя Максима Горького, увы, приехать на торжественный вечер не смогла — приболела. Зато пришла Екатерина Райкина, выпускница 59-го года.
— Я долго сомневалась, стоит ли являться сюда, — грустно произнесла со сцены 81-летняя дочь Аркадия Райкина. — Но сын (Алексей Яковлев, рожденный в браке с актером Юрием Яковлевым. — К. Б.) меня буквально вытолкал. И теперь я хочу низко поклониться нашим педагогам и тем, кого с нами уже нет. Очень мало осталось людей, с которыми я училась, — на этих словах Екатерина Аркадьевна расплакалась.
Не менее трогательным оказалось выступление 85-летнего Василия Ланового. Когда ведущий — завкафедрой мастерства актера Павел Любимцев — объявил, что народный артист СССР в этом году получил все возможные и невозможные награды и премии (орден «За рыцарство», звание «Герой Труда», премии — «Золотая маска», «Золотой орел» и вручаемую в Италии премию имени Бродского), зал встал и под бурные аплодисменты проводил Ланового на сцену. Сын украинских крестьян из села Стримба Одесской области после приветствия перешел на мову и заговорил стихами поэта Михаила Петренко:
— Дорогие мои! Дuвлюсь я на нэбо, та й думку гадаю, чому я не сокил, чому не литаю… Твою мать! Как мне приятно видеть столько народу! Но хоть один бы с нашего курса пришел. Поразительно ленивый был курс!
Вспомнив о военных годах и напоследок прочитав стихотворение Пушкина «Ничтожество меня за гробом ожидает», Василий Семенович вернулся на свое место. А уже после официальной части, на банкете, получил от коллег по цеху авоську с рыбными и мясными консервами — минтаем, сайрой, тушенкой. Оказалось, что их артист и его супруга Ирина Купченко любят намного больше, чем, например, коктейль из мидий, улиток в винном соусе и даже черной икры.
Выпускник 1969 года Борис Галкин на банкете отрезал себе кусочек праздничного пирога и пустился в нежные воспоминания о серьезно болеющей однокурснице Нине Руслановой:
— Когда Ниночка на вступительном экзамене прочитала монолог Аксиньи из «Тихого Дона», наш педагог Вера Константиновна Шихматова ахнула: «Девочка, я не знаю, чему вас учить! Вы законченная актриса!» С тех пор она Русланову, которая воспитывалась в детском доме, буквально окутала материнской любовью.
Затем Галкин вспомнил о хмельных пирушках со своими институтскими друзьями — Леонидом Филатовым и Владимиром Качаном.
— Наша троица — я, Леня и Володя — однажды обратилась все к той же Вере Константиновне с просьбой одолжить десяточку до стипендии. «Мальчики, я лучше вам одолжу пятерочку, — ангельским голосом ответила Шихматова. — Потому что одной бутылочки вам хватит. А вот рублик вам даю, чтобы купили телячью колбаску. Она гораздо сытнее. И потом у вас завтра в 9 утра урок по танцам — не забудьте зубки почистить».
Гостям вечера одной бутылочки, как в свое время несвятой троице, конечно, не хватило. Гуляли именитые щукинцы до глубокой ночи и с обещанием 23 октября 2020 года собраться снова разошлись по домам.
Фото Ларисы Кудрявцевой и Руслана Вороного