В наших кинотеатрах с привычным аншлагом идет «Дождливый день в Нью-Йорке» - новый фильм Вуди Аллена, который, возможно, станет его лебединой песней. В Америке эту картину запретили к показу, почти все актеры публично покаялись за свое участие в нем, и продюсеры не хотят больше иметь с Вуди дела – несмотря на то, что он по-прежнему гений.
«Дождливый день в Нью-Йорке» - прекрасное кино. В нем есть все, за что мы любим Вуди – юмор и нежность, красивые женщины, и интеллектуал-харизматик в помятом пиджаке – точное альтер эго самого режиссера, только играет его молодой и прекрасный Тимоти Шаламе. Как большинство других фильмов Вуди, этот – про любовь, и про правильный выбор.
В России традиционно любят Вуди Аллена, любят больше, чем где-либо еще (пожалуй, только Франция может с нами конкурировать). «Полночь в Париже» вообще стала настоящим блокбастером, ее показывали в одном московском кинотеатре несколько лет, и с неизменными аншлагами.
Но случай с «Дождливым днем…» - особенный, и если вы действительно хотите его посмотреть, вам стоит поторопиться. Во первых, тот самый кинотеатр с 15 ноября прекратит свое существование. Во вторых, и в главных, этот фильм может, действительно стать последним фильмом Вуди, и возраст режиссера (а ему 83) тут совсем ни при чем.
Все началось с движения #MeTooо котором вы, наверняка слышали. Но, возможно, вы не знаете, что это движение было запущено ни кем иным, как Ронаном Фэрроу, родным сыном Вуди Аллена. Мальчик давно вырос, взял фамилию мамы, Миа Фэрроу, и стал довольно известным журналистом. В 2017-м он опубликовал в журнале New Yorker расследование о многочисленных сексуальных домогательствах к актрисам продюсера Харви Вайнштейна. Что было дальше, вы знаете – а Фэрроу получил за этот материал Пулитцеровскую премию.
Но, возможно, у Ронана был и личный интерес. Нет, не совсем уж прямо личный (сын Вуди Аллена – открытый гей), но все-таки. Дело в том, что в далеком 1992-м его мама, Миа Фэрроу, обвинила папу, Вуди Аллена в том, что Вуди приставал к своей маленькой дочери, семилетней Дилан. Фэрроу обвиняла Вуди со всей страстью, Ронан (в то время подросток), поверил маме и сестре безоговорочно, и отрекся от отца.
Судьи и следователи, впрочем, придерживались иного мнения. Было долгое расследование, продолжавшееся полтора года – в результате Вуди Аллен был оправдан по всем пунктам – к девочке он не приставал, по крайней мере, никаких доказательств этому не нашли. Психологи сделали вывод, что Дилан просто повторяет по заученному те слова, которые ей наговорила обиженная мать (напомним, что несколькими годами ранее она обнаружила, что Вуди встречается с их приемной (взрослой) дочерью).
Прошло больше двадцати лет, и уже взрослая Дилан Фэрроу решила напомнить о себе. Она повторила свои обвинения в адрес Вуди Аллена сначала в 2014-м, а потом в 2017-м, инициировав повторное расследование. Причем уже рассказала подробности: где именно ее гладил Вуди, когда ей было семь лет, куда именно он клал руки. Следователи подняли архив, снова изучили все обвинения, и снова пришли к выводу, что Дилан лжет. Но осадочек остался. Хотя нет, серьезный, очень серьезный осадок. На волне движение #MeToo, всем жертвам домогательств, реальным и нет, верят безоговорочно – доказательств уже не требуется.
Вот так и получилось, что уже снятый к тому моменту фильм Вуди, «Дождливый день в Нью-Йорке», оказался под официальным запретом. От него отреклись владельцы, студия Amazon, у которых был контракт с Вуди на четыре фильма. В этой ситуации они не придумали ничего лучше, кроме как положить фильм «на полку» - ни в одном кинотеатре Америки «Дождливый день» не покажут. Вуди попытался бороться, и подал встречный иск – на то, что продюсеры не выполняют своих обязательств. Суд решил дело как бы мирно – Amazon «отдал» права на фильм режиссеру – но можете вы представить, чтобы 83-летний режиссер сам звонил в кинотеатры, и предлагал им свой фильм? Вот мы тоже не представляем.
И это еще не все. Вуди Аллен стал нерукопожатной персоной – почти все актеры, сыгравшие в «Дождливом дне», официально покаялись, рассказав, что были «слепы», и не знали, что снимаются в фильме «извращенца и педофила». С такими (или примерно такими) заявлениями выступили Тимоти Шаломе (главная роль), Селена Гомес (почти главная роль), Ребекка Холл (у нее всего одна сцена), и даже никому неизвестный Гриффин Ньюмен, играющий в фильме Вуди роль самого Вуди (кудрявого режиссера-еврея в круглых очках). Свои гонорары за фильм актеры пожертвовали в подходящие повестке дня фонды, ЛГБТ-центру и движению Time^s Up.
Только два актера из «Дождливого дня…» оказались людьми не лицемерными. Эти актеры – Джуд Лоу («То, что происходит вокруг фильма – чертовски стыдно», - сказал он), и Черри Джонс, которая заявила: «Я внимательно изучила все в том старом деле 1992 года, и не смогла найти ни одного реального доказательства, что Вуди в чем-то виновен. Возможно, те, кто его так уверенно обвиняет, действительно так считают. Но я все еще верю в свою интуицию, демократические принципы общества и презумпцию невиновности».
Пока же «Дождливый день в Нью-Йорке» показывают только в России и во Франции.
Германия, Испания и Польша еще думают.