4 причины посмотреть фильм Валерия Тодоровского «Одесса»
Действие фильма разворачивается в Одессе в августе 1970 года. В гости к тестю с тещей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Гостят в Одессе и сестры жены Бориса — Лора с мужем приехала из Санкт-Петербурга, а Мира — из Минска. Всем им предстоит провести время в закрытой из-за холеры Одессе. Пир во время чумы меняет жизни всей семьи.
Поймать ускользающий момент
В начале фильма все семейство видит, как мимо их дома проносят гроб с погибшим от холеры соседом. В этот момент они понимают, что каждый из них может стать следующим.
Почувствовав близость смерти, герои позволяют, наконец, чувствам выйти наружу. Теперь все можно: секреты утратили свой смысл, языки можно больше не держать за зубами. И вот тут разворачивается одна трагедия за другой.
Смотреть, как рушатся семьи, — больно и тяжело. Но не смотреть на это невозможно. Тодоровский запечатлел в картине момент на изломе. В его «Одессе» герои еще делают форшмак, ругаются, строят планы, пьют, льют слезы, влюбляются, но уже чувствуется, что за этими кадрами — ничего больше не будет. Исчезнут и страна, и город в том виде, и люди. Фильм Тодоровского словно последний кадр в пленке.
«Конечно, это такой "Амаркорд", — комментирует Валерий Тодоровский. — В том смысле, что у каждого режиссера должен быть свой "Амаркорд". Что у меня есть? Одесское детство и мои воспоминания, и двор, и родственники, и соседи, и какой-то мир ушедший, утерянный давно, и этот город, который на самом деле уже давно другой. А дальше — "Амаркорд" же не может быть абстрактным — в городе должно что-то происходить».
Вспомнить город своего детства
«Одесса» рискует не понравиться зрителям, которые болеют Одессой из фильма Урсуляка или Одессой Эйзенштейна. Картина Тодоровского лишена документальной точности. Фильм снимался даже не в городе-герое, а в Таганроге и Ростове-на-Дону.
Может, трамвайчики в этой ленте и едут не тем маршрутом, и сами они не в тот цвет выкрашены, — суть не в этом. Тодоровский создал Одессу своего детства: он смотрит на нее невозмутимым детским взглядом героя Валеры, и все в ней ему нравится. Он не концентрируется на точных датах, архитектуре и прочих бытовых деталях, он просто живет в городе, в котором еще живы его бабушка и дедушка, тетя и дядя, в котором он ловит первую в жизни большую рыбу, делает маленькую бомбочку и мажется грязью. И волей-неволей начинаешь вспоминать свое детство, перебирать в памяти счастливые моменты.
«Я люблю этот город, я там провел детство, возможность просто прожить там два месяца, ходить по улицам, дышать этим воздухом и физически там находиться я многие годы воспринимал как огромный подарок, который я, может быть, когда-нибудь смогу себе сделать. Я понимал, что для этого надо поехать туда и снять фильм. И когда выяснилось, что снимать в Одессе нельзя, я сопротивлялся до последнего и был близок к тому, чтобы отказаться от фильма, потому что лучше его не снимать вообще, чем снимать в других местах. На это мой друг и продюсер Леня Ярмольник сказал: "Да ты что? Ну можно же придумать — это же кино". Он начал как бы приучать меня к мысли, что фильм "Одесса" можно снять не в Одессе. И дальше начались поиски Одессы, мы ездили в разные города и смотрели, пока пазл не сложился».
Насладиться игрой актеров
Актерский состав в ленте блестящий: главу семейства сыграл Леонид Ярмольник, его супругу — Ирина Розанова, их дочерей — Евгения Спивак, Ксения Раппопорт, зятя — Евгений Цыганов. Каждому пришлось попробовать себя в новом качестве. Пожалуй, только Цыганов остался верен себе и сыграл в очередной раз страдающего подлеца.
«Накануне Нового года Валерий Петрович написал, что у него для меня есть подарок. Этим подарком стал сценарий "Одессы", — рассказал Евгений Цыганов. — Я был этому изначально несказанно рад. В первый момент решил, что это жанровая история: еврейская семья, одесский говор, одесский юмор… Потом стал вчитываться и понял, что сценарий отсылает вовсе не к одесскому КВН, а скорее к фильмам из золотого периода кинематографа, который я так люблю. Холера считывается здесь как сюжет из притчи. Образы героев вызывают ассоциации, может быть, с хорошим итальянским кино. Это неоднозначная волнующая история, и герой мой очень неоднозначен, он сложнее, чем правила, которые он сам для себя придумал. Валерий Петрович сказал, что ему потребуется от меня в этой истории некое актерское бесстыдство. И это бесстыдство меня наконец догнало».
Ощутить и себя немного одесситом
Герои переживают не самые простые времена, но не теряют чувства юмора. И оно у них особенное — одесское.
«Многие из тех, кто росли в одесских дворах, понимали идиш на уровне "о чем говорят", потому что он был достаточно распространенным языком», — вспоминает Валерий Тодоровский. В одесском детстве режиссера, родившегося в 1962 году, идиш был абсолютной нормой. Во дворе, на улице, у подъезда сидели старушки и говорили на идиш — и ту же скороговорку Валерий Тодоровский вложил в уста своих героев старшего поколения. Но из необычного в этой киношной фонетике не только идиш. В целом в фильме разговаривают на особенном, временами совсем неожиданном языке.
Это не одесский язык в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие иногородцы. Авторы картины приложили усилия, чтобы не скатиться в одесский лубок, одесский КВН, одесский анекдот.
«У нас была другая задача, — говорит Ярмольник, — мы следили за тем, чтобы не было комикования и игры в одесский акцент. Боялись, чтобы не было нарочно смешно. Мне не снимали комедию — если там есть юмор, то он внутри. У героев сложные взаимоотношения, они переживают не самые простые времена, но способ переживания у них одесский. Даже без анекдотов они все равно одесситы — видно, что они не из Норильска и не из Москвы».