«Папа всегда был прав»: Леонид Ярмольник посвятил роль в фильме «Одесса» своему отцу
Пятого сентября состоится премьера фильма «Одесса» Валерия Тодоровского. Картина, снятая при поддержке Министерства культуры РФ, расскажет о событиях, развернувшихся в Одессе в августе 1970 года. Город битком набит отдыхающими, а в гости к местным жителям — Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне — прилетают зять с внуком. В день их прибытия в Одессе объявляют холерный карантин. Отпуск навсегда меняет жизнь героев.
Одну из главных ролей в картине — отца трех дочерей Григория Иосифовича — сыграл Леонид Ярмольник. На пресс-конференции, организованной перед премьерой, актер признался, что посвятил работу своему отцу:
«Эту роль я посвятил своему отцу. Мне кажется, что я сыграл его, поэтому мне было как никогда просто работать. И, удивительно, ведь с отцом мы всегда, просто всегда спорили. А он был всегда прав».
Интересно, что съемки велись не в Одессе, а в Таганроге. Однако съемочная группа постаралась максимально воссоздать атмосферу «жемчужины у моря» 70-х. Насколько успешными оказались попытки, предстоит оценить зрителям.
«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, — говорит Валерий Тодоровский, — потому что я помню холеру в Одессе — я был мальчиком, я ее застал. Это были очень яркие воспоминания: мы идем по городу, и какие-то солдаты стоят, или жара дикая, а нас не пускают на пляж, или все вокруг берут помидоры и поливают их кипятком. Надо понимать, что август в Одессе — время, когда прилавки ломятся от продуктов, а тут закрытый Привоз. Я помню, вначале все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, и руки не мыли, и делали что хотели. Я подумал: "Это вообще круто — снять кино про одесскую холеру". Конечно, это пир во время чумы, но одесский — легкий».
Помимо Леонида Ярмольника, в картине снялись и другие известные актеры: Евгений Цыганов, Ксения Раппопорт, Женя Брик, Ирина Розанова. Режиссер рассказал, как и в каком порядке выбирал актеров. По его словам, Ярмольника, Раппопорт и Брик он «придумал сразу». А вот с выбором актрисы, которая должна была сыграть 70-летнюю мать семейства, возникли затруднения:
«Естественно, я думал про наших возрастных актрис, но что-то не складывалось. Важно было сделать не просто старость, но очень живую и драйвовую старость. В какой-то момент мы с Ирой Третьяковой, моим вторым режиссером, ехали в машине, и Ира говорит: "Не хочешь посмотреть Розанову?" — "Почему Розанову? Розанова — длинноногая стройная молодая женщина, красотка". — "Слушай, Ира Розанова может все"».
Как отмечает Тодоровский, с Розановой он давно работает и дружит. Также ее очень любил и ценил его отец, Петр Тодоровский. Режиссер позвонил Ирине и предложил:
«Смотри, есть такая хулиганская мысль. Я прошу тебя просто похулиганить, без обязательств, потому что, скорее всего, из этого ничего не выйдет».
Актриса согласилась, пришла на пробы, и вдруг Тодоровский заметил, что все получается. Он испытал настоящее облегчение и понял, что это подарок судьбы. «Она гениальная русская актриса», — убежден Валерий Петрович.
И еще одна интересная деталь: герои картины периодически говорят на идише, переходя с него обратно на русский. На пресс-конференции во время 30-го «Кинотавра» («Одесса» стала фильмом открытия фестиваля) режиссер признался, что хотел показать курортный город своего детства:
«Сейчас уже никто не будет переходить с идиша на русский, не скажет: "Давай пошлем детям айву с проводником"… Этого мира больше нет».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов