Раздавленный Валентин Гафт не мог поверить в смерть Анатолия Папанова
Сразу несколько знаменательных дат отмечает в этом году московский Театр сатиры, один из самых суперзвездных в нашей стране. Главный юбилей, разумеется, - его грядущее 95-летие.
Летом 24-го года в подвале дома в Большом Гнездниковском переулке, где до этого с визгом задирали юбки барышни из кабаре «Летучая мышь», начались первые репетиции театра, которому суждено было стать самым любимым у простых советских людей. На его сцену выходили сотни популярных артисты, один из которых, нынешний худрук ТС Александр Ширвиндт, недавно отмечал 85-летие.
Но это еще не все. Бывший главный режиссер, легендарный Валентин Плучек, мог бы в сентябре справить 110-летие!
На экскурсию в прошлое театра нас с вами любезно согласилась провести одна из старейших актрис труппы - Зоя Зелинская, та самая пани Тереза из «Кабачка «13 стульев». В декабре ей, кстати, стукнет 90!
- Я пришла в Сатиру в 1954-м, сразу после окончания ГИТИСа, - начала рассказ Зоя Николаевна. - Театр располагался на Малой Бронной и считался одним из самых интересных в Москве. Будущий худрук Валентин Плучек, который спустя три года возглавит труппу и продержится на этом посту больше 40 лет, тогда работал простым режиссером. Коллективу требовалась новая кровь, вот меня, дипломированную молодую специалистку, и взяли.
Я быстро влилась в коллектив и сразу получила много ролей.
(В 63-м театр Сатиры переехал на Ленинградский проспект, но пробыл там недолго. В 1964 году был переведен на Триумфальную площадь. Где находится сейчас… Когда-то Всеволод Мейерхольд собирался реконструировать и расширить здание у метро «Маяковская», где теперь расположен Концертный зал Чайковского. Мечтал превратить его в крупнейший театр в Москве. Проект был готов, а во время строительства Мейерхольда арестовали за контрреволюционную деятельность и вскоре расстреляли. А его детище прикрыли.
Как раз там, по соседству с символом оттепели - театром «Современник», новый руководитель Плучек и хотел получить здание для театра – Я.Г.)
- Валентин Николаевич, - продолжает Зоя Зелинская, - поставил ошеломительный спектакль «Дом, где разбиваются сердца», где блистали великолепные Лидия Сухаревская и Борис Тенин.
Эта работа, где я тоже играла, стала потрясением для театральной Москвы. И вскоре нас перевели в новое здание. Правда, его реконструкция растянулась. Из прежнего места нас попросили съехать, а новое еще не было готово. За простой коллективу, конечно, платили, но какие-то гроши. Помню, Анатолий Папанов тогда кричал директору: «Долго я еще буду получать эти жалкие 75 рублей?»
Для талантливого самородка Анатолия Дмитриевича за годы работы в Сатире не поставили ни одного бенефисного спектакля. Хотя он вроде был на короткой ноге с Плучеком. А потом у главрежа появился молодой любимчик - Андрей Миронов, он пришел к нам в начале 60-х. «Сколько можно давать ему роли, один Миронов кругом! - по-доброму злился Папанов. - Он у вас уже весь в крэме, а вы ему все новые и новые пирожные подносите!»
Андрюша был бесподобен на сцене. Я, например, обожала спектакль «Над пропастью во ржи». А его строгая мама Мария Владимировна с упоением читала всех восторженных критиков. «Меня устраивает, только если пишут, что он играет гениально!» - говорила она.
Марию Владимировну Андрей всегда безумно боялся. Когда его отец Александр Менакер в 1982 году умер, Плучек пообещал безутешной вдове Мироновой взять ее к нам в театр. Но Андрюша взмолился: «Валентин Николаевич, если вы это сделаете, мне не жить!» И главреж поменял решение. Миронова его за это возненавидела.
Кошмарные годы
- В начале 70-х в спектакле «Затюканный апостол» я играла беременную героиню. Тогда и на самом деле забеременела. В 1972 году, в 42 года, во время летнего отпуска родила сына Сергея. Почему так тянула? Хотелось играть, ездить на зарубежные гастроли. Там, кстати, принимающая сторона выплачивала артистам часть прибыли от показа в валюте. Но эти деньги полагалось немедленно сдать в советское посольство. На наших с Папановым глазах в Болгарии один актер из Театра Ермоловой устроил истерику: «Я ничего не отдам! У меня двое маленьких детей». По возвращении в Москву у бедолаги начались серьезные проблемы.
Но вернемся к моему малышу. Мой второй муж - блестящий журналист Валерий Леднев (редактор международного отдела газеты «Советская культура» - Я.Г.) был на седьмом небе от счастья, когда Сережа родился. Я же не стала в декрете засиживаться. Сразу вернулась на сцену. Коллеги в театре встречали меня в холле с живым оркестром. На груди у музыкантов висели погремушки, пустышки, распашонки - выглядело очень трогательно.
Когда сыну было 16, для нас с ним весь мир в мгновение рухнул - наш папа и муж скоропостижно умер. Валере было лишь 64 года.
1987-й вообще стал годом невосполнимых потерь для всего Театра сатиры. 5 августа скончался Анатолий Папанов. Раздавленный Валя Гафт мне тогда позвонил и сказал: «Как же это могло произойти? Анатолий Дмитриевич же гигант!»
На его похоронах все народные и заслуженные рыдали. А меньше чем через две недели, на гастролях в Риге, скончался и Андрюша Миронов. Незадолго до этого одного за другим не стало заместителя директора, завлита и помощника режиссера. Просто кошмарный год!
Подобный ужас повторился в самом начале 1994-го. Тогда умерла Майя Гнездовская, жена нашего актера Романа Ткачука. Рома скончался в тот же день. Сразу два гроба установили у нас для прощания.
Вместо Романа на роль Подсекальникова в спектакле «Самоубийца» Плучек ввел актера Мишу Зонненштраля. По режиссерской задумке он лежал в гробу половину второго акта. А потом мы узнали, что Михаил погиб. Плучек немедленно велел убрать «Самоубийцу» из репертуара. Для Спартака Мишулина, который там играл, это стало неприятным сюрпризом.
Милый мальчик
- Мишулин, к слову, был очень закрытым человеком. Но многие в театре знали, что Тимур Еремеев, который некоторое время назад предал огласке их тайну, на самом деле его внебрачный сын.
Я, например, слышала, как Зиновий Высоковский, увидев у Спартака фото Тимура, прямо поинтересовался, кто этот мальчик. «Это мой сын», - не стал скрывать Мишулин. А потом и сам Тимур стал приходить к отцу в театр. Костюмеры его пирожками подкармливали, пока дожидался отца, играющего спектакль. Милый и трогательный мальчик.
А дочку Спартака Карину многие у нас считали взбалмошной. Она спустя годы пришла в штат театра. Но после участия в скандальных ток-шоу стала вдруг отказываться выходить в массовке. И ее сразу же уволили. А как иначе? Тимур же - воспитанный парень и хороший актер. И выдержка у него железная. Я стала его еще больше уважать после этой истории.
Если вернуться к их отцу, то мой первый муж Георгий Зелинский, который работал у нас завтруппой и помощником главного режиссера, а потом стал постановщиком телевизионного «Кабачка 13 стульев», очень ему помог. Дал Мишулину звездную роль пана Директора в «Кабачке».
Зелинскому, к слову, идея «Кабачка», поначалу не нравилась. А меня сразу зацепила. Я как прочитала сценарий, тут же набрала Оле Аросевой. Рассказала, что это супер и что там отличные монологи. Она с кем надо договорилась, и телеспектакль запустили. Однажды, когда я делала маникюр в гостинице «Националь», внизу в киоске купила журнал «Юмор наших друзей», где печатались шутки из ГДР, Польши и Югославии. Они такими смешными оказались, что Зелинскому лишь одним глазком показала, и он тоже загорелся идеей «Кабачка»…
Продолжение следует.