Сын режиссёра фильмов «Такси-блюз» и «Остров» выпускает жёсткое мужское кино
47-летний сценарист Александр Лунгин (сын знаменитого режиссера Павла Лунгина, известного по кинохитам «Такси-блюз», «Олигарх», «Остров», «Царь» и др.) с трепетом ждет выхода в прокат нынешней осенью своего фильма «Большая поэзия» - дебютного в качестве единственного постановщика. Эта картина вовсе не о стихах и уже завоевала призы недавнего «Кинотавра». За незатейливым названием триллера кроется крутая эмоциональная встряска для зрителей. Речь пойдет о двух армейских друзьях, которые еще недавно воевали в Луганске, а теперь работают инкассаторами. На досуге они посещают петушиные бои и поэтический кружок, а однажды решают ограбить банк… Мы поговорили с Лунгиным-младшим о творчестве и, конечно, о его знаменитой семье.
- Александр, в следующем месяце вам исполнится 48 лет, а следом выйдет ваша дебютная в качестве режиссера картина. Не поздновато начинаете?
- Как сценарист я работаю уже давно, с 90-х. Хотя поначалу от творчества пытался дистанцироваться - после школы поступил в МГУ на исторический факультет, но видите, как вышло: все равно стал писать, как мои дед, бабушка, отец, мама. В один момент меня просто это затянуло. Отец, кстати, тоже вначале окончил МГУ, филологический факультет, а уже потом пришел в кино.
Яблоко от яблони
- Дед нашего героя Семен Лунгин (1920 - 1996) - автор сценария фильмов «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Внимание, черепаха!», «Агония», «Розыгрыш», «Трое в лодке, не считая собаки» и др.
- Бабушка Лилианна Лунгина (Маркович) (1920 - 1998) - филолог, переводчик художественной литературы. Ей мы обязаны блистательными переводами произведений Гофмана, Генриха Белля, Жоржа Сименона, Кнута Гамсуна и многих других. А еще она открыла советским детям «Карлсона, который живет на крыше» и все остальные сказки шведки Астрид Линдгрен, в том числе «Пеппи Длинныйчулок» и «Эмиль из Леннеберги».
- Как появилась идея снять «Большую поэзию»?
- Я долго шел к этой работе. До этого совместно с моим другом Сергеем Осипьяном, мужем актрисы Ксении Кутеповой, снял картину «Явление природы». А лет десять назад мы с Осипьяном написали сценарий «Большой поэзии». Он долго лежал без дела, а потом я решил подать его на питчинг (что-то вроде конкурса. - Я. Г.) в Министерство культуры. Даже не ожидал, что в результате получу государственные деньги на съемку дебюта. Но за десять лет многое изменилось, я в том числе. Пришлось переписать сценарий. Например, в старой версии парни служили в Таджикистане на границе с Афганом. Там тогда текла вялая полувойна. Но в целом сюжетная канва осталась. Хотя настроение и смысл изменились.
- Недавно на экране вышел фильм вашего папы «Братство», как раз про войну в Афганистане.
- Он снят по моему сценарию «Белые солдаты». Плюс я на картине кастинг-директором работал, поэтому актеры Федор Лавров и восходящая звезда нового поколения Александр Кузнецов задействованы в обоих наших фильмах. С Федей давно дружим, а Саша меня своей игрой потряс. Я специально для него роль написал.
- Ваш папа в своих фильмах зачастую задействует суперзвезд - Машкова, Хабенского, Мамонова, Гармаша, Миронову. А вы почему нет?
- Для телевидения, согласен, важны громкие имена, а вот в кинотеатрах, думаю, нет. Тут первостепенен сюжет. Формула, когда только на знаменитостей народ идет, уже не работает. Но ни я, ни отец не снимаем для какой-то конкретной аудитории. Снимаем о том, что нам интересно и важно в данный момент. Например, идею фильма «Братство» предложил бывший директор ФСБ Николай Ковалев, который в Афгане служил. Он пытался свои воспоминания в повесть оформить, но не очень вышло, и тогда отец меня попросил. Перед написанием истории я поехал в Афганистан. Побывал в местах боев Северного альянса (сейчас уже туда не пускают), на священных озерах Банди-Амир. Но главное, увидел страх в глазах местных жителей, застывший как будто навсегда. В любой кишлак попадаешь, и непонятно, выйдешь ты из него живым или нет. Даже сейчас дети ходят с автоматами Калашникова. Посольства и гостиницы в стране выглядят как осажденные крепости.
- Вы с отцом сейчас представляете зрителям крепкое мужское кино. А нет желания снять что-нибудь пронзительное для женщин? Мелодраму с красивыми сексуальными сценами?
- Надо подумать. Сейчас нагота и секс - один из базовых факторов, помогающих рассказывать об интимных чувствах героев. Я к этому просто отношусь. Если это для картины важно, актеры должны уметь раздеваться в кадре. Смог бы я снять сцену с реальным сексом? Если потребуется, смогу, наверное, ведь это сейчас вполне нормальный киноязык.
Студенческий брак
- Давайте поговорим о вашей семье. Я не смогла найти информацию, кто ваша мама.
- Татьяна Йенсен. Ее предок, датчанин, приложил руку к открытию Елисеевского магазина в центре Москвы. Мама всю жизнь в журнале «Искусство кино» проработала. Родители развелись, когда мне всего два года было. Увы, их студенческий брак (познакомились во время учебы в МГУ) оказался коротким. Мама давно живет со вторым мужем - Львом Караханом, заместителем главного редактора «Искусства кино». У них есть сын, мой брат Алексей, он уважаемый и богатый человек, был высокопоставленным сотрудником в крупном банке. Ему вот удалось избежать кино.
- Но вы-то воспитывались под влиянием крупного режиссера.
- Я не рос с отцом, поэтому никакого давления с его стороны на меня не было. Я его, кстати, часто просто Пашей называю. У нас же не такая большая разница в возрасте. Одно время, после картины «Такси-блюз», он переселился во Францию, хорошо выучил не только французский, но и английский. А потом вернулся в Россию, потому что тут больше работы. У него не только в Париже есть квартира - еще дом в Черногории. В нем каждый год дни рождения справляет. В этот раз мы небольшой компанией собрались у него на 70-летии. Папа уже 44 года живет со своей второй женой Еленой, у них есть сын Иван, художник, ему 40 лет.
- А вы женаты?
- Не так давно женился на сценаристке Ксении Кияшко (автор сериалов «Марш Турецкого - 4», «Морской патруль - 1, 2», «Псевдоним Албанец - 2», «Детка» и др. - Я. Г.). Сейчас мой друг Осипьян снимает фильм «Портрет незнакомца» по сценарию моей Ксении. Нашему с ней сыну Федору три годика. А отец Ксении, то есть мой тесть, к слову, морской геолог. Я в последнее время тоже морем увлекся. В плане дайвинга. Мой папа Паша тоже это дело любит и всю жизнь хорошо плавает. Дайвинг не требует особой физической подготовки и отличной спортивной формы. Хоть до 100 лет можно им заниматься. Еще в советское время Паша подводную охоту полюбил. Мне сейчас совсем некогда, но надеюсь, мы с ним куда-нибудь слетаем понырять.
- На недавнем «Кинотавре» в Сочи не нанырялись?
- Первый раз я был на этом фестивале еще при Марке Рудинштейне. Тогда все бухали, ели шашлыки и купались. Просто тогда в России и фильмов практически не выпускали. В год выходило не более 18 картин, а сейчас - 160. Но из них на фестиваль все так же выбирают 12 фильмов.