А Рина Зеленая спасла детей от воспаления легких
Студия «Беларусьфильм» год назад отметила 90-летие. В годы советской власти ее в шутку называли «Партизанфильм» за то, что здесь, помимо детских кинолент, было снято немало картин о войне. И сегодня Минск - любимое место российских режиссеров, хотя тематика расширилась от полицейских боевиков до многосерийных мелодрам.
«Москва практически непригодна для съёмок, - говорит, например, Валерий Тодоровский. - Она становится потихоньку непригодной и для жизни. Начиная от пробок, чудовищной дороговизны на каждом шагу и заканчивая невозможностью с кем-либо договориться… Поэтому все чаще киношники куда-то уезжают. В этом смысле Минск - город очень удобный для кино. В нем есть очень хорошие натуры, улицы, можно найти почти все. Есть «Беларусьфильм», где можно построить декорации. Есть люди, которых можно взять на работу, профессионалы кино. Тут есть хорошая спокойная, размеренная атмосфера, без истерики. Можно спокойно снимать по 12 - 14 часов в день!»
Но сегодня не об этом. Мы вспомнили несколько интересных эпизодов, связанных с легендарными артистами и произошедших во время съемок на «Беларусьфильме».
Как Высоцкий двухметровому верзиле морду начистил
На роль танкиста в картине «Я родом из детства» утвердили Алексея Петренко. Но режиссер Виктор Туров все же решил попробовать и Высоцкого. Хотя, по признанию Турова, это было больше желание познакомиться с поэтом и послушать его песни.
Высоцкий приехал в Новогрудок и в первый же день его повели на «мужской» ужин в общежитие. В итоге Владимир Семенович и Виктор Тимофеевич так сдружились, что сдали в кассу обратные билеты Высоцкого и на вырученные деньги продолжили застолье.
Через несколько дней, прощаясь в аэропорту, Высоцкий попросил Турова:
- Витя, возьми меня на роль. Ей-богу, не подведу!
Так началось их плотное сотрудничество, связанное с массой удивительных историй.
Например, местным киношникам хорошо запомнился приезд барда в Минск с женой Людмилой Абрамовой и детьми. В день отъезда супруги Высоцкий напился и, посадив ее с ребятишками на поезд, зацепился на вокзале с бугаем под два метра ростом. Тот нечаянно наступил Высоцкому на ногу и в ответ получил кулаком по уху. Друзья артиста сбили мужика с ног, еле как впихнули Владимира в такси - и быстро в гостиницу. Там Высоцкий окончательно разошелся. Заказал в номер спиртное и устроил импровизированный концерт с раскрытыми окнами. У гостиницы образовалась толпа слушателей.
А летом 1969-го Высоцкий приехал в Белоруссию с Мариной Влади. Под Новогрудком Туров снимал «Сыновья уходят в бой». Высоцкий написал к ленте несколько песен. Влюбленные поселились в простеньком домике в деревне Литовка километрах в десяти от озера Свитязь. Спали на сеновале, пили по утрам свежее козье молоко, гуляли по окрестностям. По сути, это был их медовый месяц, хотя официально Высоцкий и Влади поженились 13 января 1970 года. В той же поездке с парочкой случился конфуз.
- Я оставил их погулять в лесу вдоль озера, - вспоминал Туров. - Вдруг прибегает кто-то из группы и говорит: «Знаешь, там бить собираются Высоцкого и Влади!» - «Почему? Что случилось?» - «А их приняли за самозванцев. Никто не поверил, что они настоящие. А за Высоцкого, сам знаешь, многие пасть порвут. Бежим спасать!»
Как Астрахан лошадей угробил
Сериал Дмитрия Астрахана «Зал ожидания» снимали в Минске. Вокзалом захолустного городка Зареченска, где разворачивается действие фильма, стала станция Минск-Восточный. По сценарию все происходит в мае, а снимали поздней осенью. В фильме должен был быть эпизод, в котором герои Вячеслава Тихонова, Михаила Ульянова, Веры Глаголевой и Николая Еременко-старшего во время городского праздника едут по Зареченску в карете, запряженной тройкой лошадей. Первый дубль решили прогнать с пустой повозкой. И, как вспоминает Астрахан, не зря:
- Настроили камеры, карета тронулась, и вдруг… Лошади начали разгоняться, все быстрее и быстрее. Возница никак не мог их остановить, карета помчалась по улице с бешеной скоростью… Как мы потом поняли, улица имела едва заметный наклон и вдобавок за ночь покрылась тоненьким ледком. Карета стала скользить вниз, ее край больно бил лошадям сзади по ногам - и они понесли. Улица заканчивалась тупиком и упиралась в парк. Со всего разгону наша карета влетела в забор и разбилась о деревья вдребезги! Возница чудом успел спрыгнуть до столкновения и отделался небольшими травмами. Я на тот день отменил съемку, мы уехали. Актеры - люди суеверные, поэтому мы данный эпизод от греха подальше вычеркнули из сценария вообще.
Как Козаков с бобруйским евреем воевал
В 1971-м на съемках драмы «Вся королевская рать» Михаил Козаков выпил много крови у режиссера Александра Гутковича. Актер хотел стать сопостановщиком фильма.
- Кто такой Гуткович? Какой-то бобруйский еврей! Кто его знает? Это я привлек всех актеров! - кичился Козаков.
Когда была отснята треть материала, внезапно скончался исполнитель главной роли губернатора Вилли Старка - Павел Луспекаев. Быстро найти замену помог Козаков, пригласив в картину Георгия Жженова. Однако и после этого Гуткович не соглашался делиться ролью постановщика. Тогда знаменитый актер начал интриговать: настраивал против него артистов, жаловался руководству в Минске, распускал невероятные сплетни. Когда кино отсняли и оставался только монтаж, Михал Михалычу все же удалось убедить руководство Гостелерадио, что «картину нужно спасать». Монтаж, мол, должен делать более опытный, профессиональный режиссер. Гутковича отстранили. Но и Козакову, к его великому удивлению, работу не доверили. Монтажом занялся кинооператор Наум Ардашников. И призы за фильм на фестивалях получал он. А народный артист Козаков впоследствии на каждом своем творческом вечере вспоминал картину, рассказывал о своем личном огромном вкладе в ее создание, но никогда не упоминал имени режиссера.
Как Дуров колхозницу до обморока довел
Лев Дуров часто снимался в Белоруссии и ездил туда с творческими вечерами. Из поездок всегда привозил чемодан сыра. В 1967-м на студии «Беларусьфильм» Владимир Бычков снял «Житие и вознесение Юрася Братчика», где Дуров сыграл Иисуса Христа. Цензура не пустила ленту на экраны, вырезала и изменила множество сцен, и зрители смогли увидеть фильм лишь спустя 22 года. А Лев Константинович на одной из встреч с поклонниками в Витебске вспоминал, как в перерыве между съемками вышел в сценическом костюме с венком на голове отдохнуть на цветущее льняное поле. Работавшие там белорусские колхозницы офигели. «Христос воскрес!» - закричала вдруг дородная селянка. А одна тетенька даже упала в обморок.
Как Караченцова пожарные с тополя спускали
Работа над самым кассовым фильмом в истории Белорусской ССР - «Белые росы» (36 млн. зрителей) - кипела в деревеньке Девятовка, недалеко от Гродно. Местные жители снимались в массовке за пять рублей в день. А деревенские стряпухи подкармливали группу вкусной едой. Режиссер Всеволод Санаев частенько заходил к какой-нибудь аппетитной красотке попить парного молочка или намять молодой картошечки с укропчиком и маслицем.
Разумеется, подносили кинозвездам и кое-что покрепче. На одной такой гулянке расхрабрившийся Николай Караченцов забрался на старый тополь и сыграл на гармошке цыганочку. Спасали артиста с дерева при помощи пожарных, которых пришлось вызвать с лестницей, ибо у протрезвевшего Караченцова случилась паническая атака - он страшно боялся высоты.
Как Быков жену публично унижал
На съемки киносказки «Приключения Буратино» Рина Зеленая прилетела в Минск всего на день - накануне у нее умерла сестра. Врачи рекомендовали артистке больше двигаться, и под ручку с исполнителем главной роли Дмитрием Иосифовым она медленно гуляла вокруг специально выкопанного для съемок пруда, где снимали сцену встречи деревянного мальчика с черепахой Тортилой. Ноябрь, температура воздуха +8, воды +4. Иосифова растирали спиртом, чтобы не замерз. А девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось бултыхаться в воде. В конце концов Зеленая заявила режиссеру Леониду Нечаеву:
- Если будешь снимать еще один дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!
Режиссер подчинился великой артистке.
А единственным условием «Кота Базилио» Ролана Быкова и «Лисы Алисы» Елены Санаевой было - отпускать их со съемок раз в неделю в Севастополь, где они давали концерты. Супруги возвращались дико уставшими, но Быков не жалел ни себя, ни жену. Он доводил Санаеву до истерик и, когда она падала без сил, при всех кричал:
- Ты бездарная актрисулька!
Сам же любил импровизировать. Помните сцену, когда Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание»? Это быковская придумка. Ролан Антонович взял из автобуса съемочной группы сиденье и поехал на нем. Разодрал его в пух и прах. Водитель, увидев это, полез в драку. Еле разняли.
Кстати
- Согласно опросу многочисленного ВК-сообщества «КиноМинск» (более 11 тыс. участников), белорусскому кино не хватает финансирования, хороших сценариев и актеров. В голосовании приняли участие около 5000 респондентов.
- Когда Мария Миронова снималась в Минске в четырехсерийном фильме «Снайпер», ей из Москвы привозили сигареты - актриса заявила, что она может курить только те, которые куплены в определенном магазине. А еще потребовала отдельный рулот (домик на колесах), личного водителя и специфический сорт молотого кофе, который всегда должен быть под рукой.
- В Минске и его окрестностях в 2017-м снимали седьмой сезон «Сватов». По понятным причинам съемочная группа переехала из Украины сюда. Над частью эпизодов работали в Грузии. Сейчас проект заморожен. Когда покажут новые серии - неизвестно.