Новая «Хозяйка детского дома» в тёмном углу на больших экранах
Мы свои достижения не умеем подавать достойно. Социальную драму «Это не навсегда» показывают не во всех кинотеатрах. А если и показывают, то прячут в самый дальний угол, как что-то стыдное. Я, например, смотрела в десятом зале свежеотремонтированного московского «Каро Октябрь» и была потрясена дорогой в зал: через недостроенную часть, по узким лестницам и грязноватым коридорам. В зале, кроме меня, сидели еще два человека. Между тем фильм, снятый двумя двумя ученицами Абдрашитова, заслуживает внимания.
В советское время был мегапопулярный мини-сериал «Хозяйка детского дома» с Натальей Гундаревой в главной роли. Зрители 80-х сочувствовали красивой и замотанной героине Гундаревой, девчонки влюблялись в благородного Сережу, приемного сына хозяйки приюта. А женщины в очередях, встретив актрису Людмилу Полякову, сыгравшую настоящую мать Сережи, набрасывались на нее с кулаками: «Что ж ты, дрянь такая, сына-то бросила?»
Работа Евгении Яцкиной и Алены Рубинштейн - на ту же тему, но без «мимими» и с большей установкой на правду.
В роли хозяйки детского дома - Агриппина Стеклова (мы помним ее по роли завуча школы в фильме «Географ глобус пропил»). Красивая, женственная, любящая детей, но при этом - совсем не однозначная «мадонна», какой была Гундарева. Героиня Стекловой и глуповата, и недальновидна, и допускает серьезные просчеты в воспитании. Если героиня Гундаревой разговаривает с детьми как со взрослыми, то Стеклова и со взрослыми пытается общаться как с детьми. Но главная ошибка директора детского дома - она принимает в семью ребенка, не считаясь с мнением дочери. Мама права, и точка.
Впрочем, главным действующим лицом, вернее, действующими лицами в ленте становится совсем не она, а дети.
Фильм, состоящий из нескольких короткометражек, затрагивает проблему социализации детдомовцев. «Трудный» мальчик Ваня находит фотографию из резюме случайной женщины и решает, что она - его мама. «Маме» - (ее играет замечательная актриса Ольга Лапшина, кстати, похожая внешне на Полякову) - открытие мальчика не приносит радости. Недавно она вернулась из мест не столько отдаленных и работу повара в детском доме нашла с большим трудом.
В жизни воспитанницы детдома случилось чудо. У нее «вышел срок годности» (так ребятишки из детдома называют тех, чей возраст больше 11 лет, и кого вряд ли усыновят или удочерят), но нашлась семейная пара из-за рубежа, которая хочет ее удочерить. Весь детдом радуется за девочку, только она не рада.
- Я не хочу, - говорит она во время встречи с приемными родителями.
- Девочка очень взволнованна, - переводит директор для приемных родителей.
Как рассказывали режиссеры Евгения Яцкина и Алена Рубинштейн, в основе историй лежат реальные события, произошедшие в детдомах России.
От новеллы к новеллы герои растут, усложняются их характеры, и самая интересная с этой точки зрения - последняя, про мальчика Алешу. Спасая распадающийся брак, заведующая детским домом усыновляет десятилетнего Алешу. Белокурый, голубоглазый мальчик выглядит ангельски. Но проблема в том, что Алеша - это не благородный Сережа, которого усыновила героиня «Хозяйки детского дома». Алеша болен, Алеша неблагодарен, а главное - он вступает в конфликт с Мартой, родной дочерью семьи. Пользуясь безнаказанностью, Алеша творит что угодно, провоцирует еще больший разлад в семье и терроризирует Марту.
- Я сегодня не смогла трусы надеть, он все их жвачкой заклеил. Прямо там, - жалуется Марта отцу.
Нельзя сказать, что все короткометражки фильма одинаково удались: не все дети играют хорошо. Но в целом все искупается общим посылом. Режиссеры выдержали ответственность за больную тему, и искренность их не натужная, а вполне настоящая. За эту искренность, за разнообразие эмоциональных оттенков картину «Это не навсегда» и можно сравнивать с советской классикой жанра.
Последний кадр фильма - цифры. Согласно данным статистики, сейчас в детдомах остаются 50 тыс. детей. Всего несколько лет назад эта цифра была в четыре раза больше.