Константин Сёмин рассказал, почему 35 лет мир захлебывается соплями жалости и сострадания к советским гражданам
Мини-сериал «Чернобыль» телеканала НBО заставил многих 20 - 30-летних поверить, что «все так и было». Не было так, не надо врать. Совершенно очевидно, что нам подсунули очередную идеологическую подделку, которую многие приняли за чистую монету. Политолог, режиссер-документалист Константин Семин блестяще разобрал, как работают иностранные пропагандисты, и на фактах объяснил, что с сериалом и теми, кто визжит, что это «отличное кино», не так.
Из фильма мы узнаем, что советские физики-ядерщики - это в основном либо запуганные идиоты, либо буйные психопаты. Из-за настырности главного виновника трагедии Дятлова, который никак не может успешно провести эксперимент по сбрасыванию мощности реактора, происходит авария. Советские физики при этом ведут себя так, будто до этого снимались в кино про зомбаков. Кричат, бросаются друг на друга. У них мгновенно лопается кожа, начинается кровавая рвота, тело покрывается пузырями. Сразу после аварии в бункере собирается руководство станции и местная власть. Они упрямо не верят в аварию, потому что партия не велела верить.
Когда стало ясно, что проблема серьезная, трусливые московские аппаратчики решают отправить в Чернобыль команду из зампреда совмина Щербины и академика Легасова. Эти двое, по мысли сценариста Мейзина, тоже противостоят системе. Но пока они еще об этом не догадываются. Для начала Щербина, напоминающий эталонного аппаратчика Алексея Косыгина, предлагает выкинуть Легасова, похожего на предателя Калугина, из вертолета, если тот не расскажет ему, как устроен атомный реактор.
Неувязка в том, что Легасов - химик, а не физик. Он летит в Чернобыль для того, чтобы быстро предложить максимально эффективный способ нейтрализации и дезактивации очага. Чтобы узнать об устройстве реактора, американский Косыгин-Щербина мог бы выкинуть из вертолета другого академика с мировым именем - Евгения Велихова, который в фильме не появляется вообще. Но это мелочь.
Как бы то ни было, двое быстро мирятся. Постепенно становится ясно, что Косыгин-Щербина - не такой уж и коммунист, к тому же ему, как и всем, очень надоел КГБ.
Оставим пока Щербину. Жена пожарного Игнатенко, добравшись до Москвы, пытается прорваться к нему в больничную палату, ее не пускают. Впрочем, если дать взятку, то можно купить себе пропуск. Ведь советский человек именно такой, говорит нам Мейзин, - всегда готов нажиться на чужой беде.
Но, конечно, самый дебильный эпизод - вот этот. Министр угольной промышленности приезжает к тульским шахтерам под охраной солдат с автоматами наперевес. Так принято в Союзе. Ожидая министра, шахтеры, конечно, бухают. За спиной у них портовые краны и чайки орут. Какое море в Тульской области?!
Образ шахтеров исключительно важен, потому что в сознании американского дебила-сценариста именно шахтеры - та непокорная сила, которая сначала обрушила соцрежим в Польше, а потом взбунтовалась против Советов в Кузбассе.
«Куда едем?» - интересуются хитрые тульские морские шахтеры. «Это не моего ума дело», - отвечает щуплый советский аппаратчик, намекая на то, что в СССР все работали, как винтики. И вот тут пора выйти на сцену главной зловещей силе. Это, конечно, сталинские гулаговские энкавэдэшники-чекисты.
Поток бреда уже не сдерживается ничем. Солдат убивает бабкину корову. Бабка перед этим рассказывает, что ее семью раскулачивал и морил голодом Сталин, а до того просто мучили большевики. В действительности Чернобыльский район - глухое, лесное место. Там некого было коллективизировать.
Помогла только Куба
Через судебный процесс фильм подводит нас к многократно прозвучавшему выводу: в социализме всем рулят аппаратчики и КГБ, которым наплевать на людей, и они скрывают правду. Именно поэтому никто и не подумал исправлять дефекты реактора - чтобы поддержать эту ложь, выдуман эпизод с пропавшими страницами из экспертного заключения. Именно поэтому на станции царят истерия и безалаберность. На самом деле речь об усовершенствовании реактора зашла почти сразу же. И он был доработан.
Драма Чернобыля разворачивается почти одновременно с американскими бомбардировками Ливии, боевыми действиями в Анголе и Никарагуа. Госаппарат США и послушные ему СМИ пустили в ход измышления по поводу последствий аварии на АЭС. Были придуманы небылицы о «тысячах мертвых», о том, будто следствием аварии может стать поражение радиацией населения Западной Европы, а то и Соединенных Штатов. Специалисты по разжиганию паники начали принудительную эвакуацию из СССР западных студентов, специалистов, туристов, даже если они находились в Сибири.
Вот такая звездно-полосатая рука помощи была протянута Советскому Союзу. А сериал покажет нам ослепительно желтого немецкого робота на фоне убогих советских луноходов. Ведь у совков ничего не работало, кроме биороботов, которыми они забрасывали реактор так же, как траншеи в войну.
Примерно ту же линию подхватили и советские газеты - спасибо перестройке и гласности. Кстати, знаете, кто отвечал в тот момент за тоталитарную цензуру? Первую группу журналистов перед отправкой в Чернобыль инструктировал лично Александр Яковлев. Советовал не раздувать панику, писать больше о том, что делается для спасения, как вся страна помогает Чернобылю.
Яковлев - выдающийся перестроечник, автор «Черной книги большевизма». Вот кто замалчивал. Да, чтобы вы до конца представляли себе информационный фон весны 86-го: тем летом в Москве должны были открыться Игры доброй воли. В них должны были принять участие 3 тыс. спортсменов из 79 стран. Представляете, что означала бы паника?
Монтаж - орудие кинопропаганды
Давайте вернемся к болезненному вопросу. Почему же повесился академик Легасов? Если прочитать расшифровку кассет, картина вырисовывается следующая. Легасов говорит вовсе не о неэффективности социалистической модели народного хозяйства. Он говорит о борьбе министерств, таких как Минсредмаш, Минэнерго и Минобороны, в которой нарушается обратная связь. Именно так военный реактор РБМК, созданный для производства оружейного плутония, после модернизации был передан для эксплуатации Министерству энергетики, а взаимодействие между гигантскими объединениями налажено не было. Вот в чем истинная трагедия момента. Личная же трагедия Легасова - человека жизнелюбивого, отца, мужа и деда (для американских сценаристов оказалось удобнее вычеркнуть семью) - состояла не в разочаровании в СССР или КГБ, а в том, что номенклатура, и в первую очередь Горбачев, отказалась прислушаться к нему. Его унизили, не признали заслуги, пообещали, но не дали Героя Соцтруда, проявили пренебрежение в Академии наук.
Сказалось и общее самочувствие - Легасов, как и Щербина, неоднократно подвергался облучению. Болезнь человека и болезнь системы, за которую человек искренне переживал, - вот какие факторы привели к трагедии. Но коммунист Легасов не раскаивался ни в убеждениях, ни в жизненном выборе. Вся его биография, так же как биографии его коллег, говорит о том, насколько востребован был ученый в Советском Союзе.
Итак, спустя 35 лет весь мир захлебывается соплями жалости и сострадания к чернобыльцам и советским гражданам вообще. Ведь все они стали жертвами социализма. Но в 1990-м, когда штаб чрезвычайных ситуаций ЦК украинского комсомола обратился ко всем мировым лидерам с просьбой помочь, откликнулась только Куба. За 22 года Куба, фактически преданная Горбачевым и Ельциным, приняла 24 тысячи детей Чернобыля и не попросила за это ни копейки. Голодная Куба потратила на наших детей $350 млн. Америка не помогла ничем. Кроме платных сериалов по подписке.
Авторами фильма вживляется в ваш мозг главная мысль: вы войну выиграли не благодаря, а вопреки. И Чернобыль потушили не благодаря, а вопреки. Об этом говорит вся наша олигархическая обслуга, все наши публицисты, критики и блогеры - Троицкий, Латынина, Веллер и прочие динозавры из 90-х.
Главное оружие кинопропагандиста - это монтаж. Давайте в замедленном режиме посмотрим одну сцену: парнишка (его образ символизирует невинность) въезжает в зону бедствия. Его встречает инспектор ГАИ, за спиной у которого захлебывается от рвоты солдат. Инспектор равнодушен, как равнодушна к маленькому человеку тоталитарная система.
Напомню всем, кто бросился кричать «А что, в СССР не пили?»: в тот момент в стране действует сухой закон. Водка для чернобыльцев была практически недоступна. Но в лагере царит повальное пьянство. Звучит еще одно бредовое оправдание - считалось, что алкоголь гасит радиацию. Да, кем-то считалось. Но, например, Легасов - ученый, а не шарлатан - не бухает на каждом углу, а относится к радиации так, как и должен относиться ученый.
В американском же Чернобыле слабый, надломленный и жалкий Легасов глушит вместе со всеми. Этого не могло быть в реальности еще и потому, что надзор за спасательной операцией вел тот самый КГБ. И вот воспоминания Легасова о работе КГБ в то время. Те самые магнитофонные воспоминания:
- В Чернобыле мне пришлось столкнуться с высокоорганизованными молодыми людьми, которые наилучшим образом выполняли функции, которые на них легли, - первая организация четкой и надежной связи. Это было сделано в течение буквально суток.
Почему Семин молчит, что власти скрывали от людей правду и провели первомайскую демонстрацию в Киеве? - кричит аудитория возрастного сегмента ЕГЭ и ЕГЭ+. Отвечаю: Киев не был в зоне поражения. Демонстрация никому и ничем не угрожала. Вся номенклатура вышла на демонстрацию вместе со своими семьями, между прочим. А вот отмена демонстрации дала бы повод для очередного витка антисоветской истерии.
В фильме говорится о ядерном взрыве, которого в Чернобыле не было. Ядерный взрыв в Хиросиме и тепловой взрыв на ЧАЭС - физически разные и несравнимые явления. На Украине радиация распространялась локально, с точечно максимально высокими полями, где радиацию излучали разбросанные вокруг четвертого энергоблока облученные графитовые куски кладки реактора.
Не было хаоса и блуждания обреченных солдат по крыше среди графитовых обломков. Перед началом работ были организованы дозиметрическая разведка и детальное фотографирование.
Пляски на костях
Главная мысль сериала: тоталитарная система не справилась. Моя главная мысль - социализм не имеет альтернативы, капитализм - дерьмо, капитализм не справился бы с Чернобылем, как не может до сих пор справиться с Фукусимой.
Художник использует палитру, которую составляет сам. Вашу семейную фотографию в очередной раз нарисовали с помощью крови и дерьма. Вы проклинаете тоталитарную советскую систему, которой давно нет. Вместо нее у вас убогий капитализм, который вы почему-то ассоциируете с СССР и наивно мечтаете о правильном капитализме - вроде того, что в Америке. Сегодняшняя система установлена на руинах СССР по американским чертежам. Она каждый месяц открывает Ельцин-центры и музеи ГУЛАГов. Закрывает предприятия, увольняет шахтеров и рабочих. Но вы продолжаете искать причину в 1986 году. Ельцинская гвардия вас почему-то не интересует. А ведь она вся на посту.
Видимо, и впрямь так живуч призрак коммунизма, что даже спустя 30 лет пропагандистская машина победившего капитализма продолжает танцевать на трупе.
Никто не требует точности, фантазируйте что угодно. Важно, к какому вы приходите выводу. Именно это делает сериал «Чернобыль» отвратительным пасквилем. И я доволен, что понимающих это все-таки значительно больше, чем тех, кто до сих пор не прозрел.