Людмила Полякова: «Ну сколько можно ржать? Поплачьте хоть немножко!»
Кто не знает Людмилу Полякову? Все знают! И не только постоянные зрители Малого театра. За плечами большой русской актрисы под сотню, а то и больше, фильмов: «Михайло Ломоносов», «Самозванцы», «Каменская», «Есенин», «Каникулы строгого режима», «Земский доктор», «Знахарка», «Палач»... И бурная личная жизнь. Которую она не любит выносить на обсуждение. Но людям же интересно…
В январе актриса отметила 80-летие. Она по-прежнему много работает. И, несмотря на занятость, не отказалась пообщаться и с нашим обозревателем Борисом Кудрявовым.
- Знаете что, Боря, иллюзий в отношении себя у меня никогда не было. Когда я поступила в Щепкинское училище, любимая бабушка сказала: «Куда ж такой кобыле на сцену? Ей ведь партнера не подберешь!» Хотя у меня не такой уж огромный рост - 176, среди послевоенной молодежи я казалась ну прям дылдой! В те годы большинство людей были почему-то невысокими. В 1960 году я поступила в Щепкинское училище. Был мне 21 год.
- Смотрю, энергии и эмоций у вас через край! Просто огонь! По-вашему, в кино и театре все сложилось удачно?
- Отвечаю со всей большевистской прямотой: в театре нарезвилась вволю. И продолжаю это делать с огромным удовольствием, просто кайфую на сцене. Ох, наглая какая! Ведь в кино никогда не играла роли первого плана. Все доставалось тогдашним звездам. Даже то, что посчастливилось сыграть, появлялось случайно - кто-то отказывался или болел, некоторые, бывало, и звездили. Роль в «Хозяйке детского дома» досталась мне дня за два до съемок. Быстро прочитала сценарий. Не понравился жутко. Выписана какая-то алкашка с подбитым глазом, которая сдает ребенка в детдом. Как такое играть? Стала копаться в памяти. Детство вспомнила, маму. Над ее тяжелой судьбой часто плачу. И сразу все встало на место. Потому что миром движет любовь.
- Признайтесь, конкурентки вас не обижали?
- Сама никогда не выпячивалась. Тогда это не принято было. Да и характер неконфликтный. Это снаружи я такая вся большая, громогласная, может быть, не слишком-то красивая, а внутри маленькая, нежная и пушистая. Просто трепетная Дюймовочка или прелестная Снегурочка. Жаль, режиссеры этого парадокса не замечают. Никто никогда специально роли в кино для артистки Поляковой не писал. Но! Посмотрите на меня: даже в свои 80 фору многим дам - излучаю яркость и позитив.
А про конкуренток кто же станет рассказывать? В актерском мире, тем более среди женщин, все локтями толкаются. Каждый по-своему пробивается к зрителю - кто через постель, кто, как я, - через разбитую морду.
Беседы с будкой
- Говорите, не было больших работ? А как же главная роль в известном телефильме «Молодая хозяйка Нискавуори»? «Через разбитую морду пробивались»? Это как?
- Тут особая история. Этот телевизионный фильм был совместной советско-финской постановкой. Режиссер - ни слова по-русски. Ну, мне соответственно досталась роль служанки. Чему я не особо-то удивилась. В то же время в театре мы репетировали с Анатолием Васильевым в спектакле «Васса Железнова». И однажды замечательная Лиза Никищихина, которая играла Вассу, забывает снять крючок с двери, через которую по действию я должна врываться в ее кабинет. И всей, извините, рожей я прикладываюсь к этой двери. Ну все - синячище на пол-лица. Прихожу на репетицию к этому финну. И что-то стала ему объяснять через переводчика про дверь, синяк. А он так пронзительно смотрит на меня. И вдруг говорит: «Да она же моя героиня!» На другой день я и вправду начала репетировать роль главной героини. Скажу по совести, теперь уже можно, - роль эта предназначалась Ирине Мирошниченко. Но дорогу ей я не перебегала. Все сложилось само собой.
- В театре, наверное, всякое бывало. Правду говорят, что вы принципиально не пользуетесь услугами суфлера? Почему?
- Под суфлера я работать не умею. Вообще не могу. Был случай, когда дня за два до спектакля меня вводили в фонвизинский «Недоросль». А там знаете какие монологи - на два листа! Во время спектакля, прочитав почти весь свой текст, я по привычке как-то призадумалась. И стою себе спокойно. И вдруг из суфлерской будки раздается громкий шепот. Опешив, я подошла поближе и громко так спросила: «Что?» А суфлер продолжает нашептывать. И тут у меня вырвалось: «Да я сказала уже это!» Вы бы видели, что творилось с залом и с коллегами. С тех пор с этой будкой стараюсь не общаться.
«Русская женщина - не конь с яйцами!»
- Про личную жизнь скажите хотя бы что-то. Иначе читатели нас не поймут.
- Я разошлась с первым мужем, сами знаете, кто это был - Василий Бочкарев. Мы вместе учились в Щепкинском. Ну что такое студенческие браки? Мы не разлучались ни на минуту. Все время вместе-вместе-вместе. Жизни без Васи я себе не представляла. Но - расстались… Самое главное в том, что у нас не было детей. Что тут поделаешь, не было и все! Не получалось. И когда в наших отношениях стали появляться трещины, оба как-то сразу поняли: тянуть этот брак нет никакого смысла. Вася моложе меня на четыре года. И ему тоже хотелось ребенка.
Не стану особо вдаваться в подробности про второе замужество. Оно сложилось крайне неудачно. Мне было уже 35 лет. Но я благодарна тому человеку за появление сына. И знаете, началась новая жизнь.
- А про сына расскажете?
- Не особо я это люблю. Ведь жизнь-то личная. Хотя на самом деле все меняется. Заметила, кстати, только к лучшему. Вот продала я дачу в Подмосковье. Думаете, приезжала туда, садилась в шезлонг и, наслаждаясь смородиновым чаем, читала классику на природе? Ни фига подобного! По два часа, не разгибаясь, кверху, извините, задницей, полола, косила траву. Потом садишься в электричку и думаешь: «А на хрена мне это нужно?» Причем уезжаешь ведь с чувством выполненного долга - ну как же, цветочки растут, травка идеально подстрижена. Через пару недель приезжаешь - бурьян по пояс!
Так случилось, что мой сын в первом браке был женат на испанке. Они снимали квартиру в Барселоне. А это каждый месяц по 500 - 600 евро. Говорю им: «Ребята, что вы делаете? Эти деньги ушли в никуда!» Так родился мой новый проект, связанный с заграничной недвижимостью, ипотекой всего-то в два процента! За десять лет спокойно все выплатила. Да, катаюсь теперь, куда захочу. Шенгенская виза на пять лет такую возможность дает. Подарила эту квартиру сыну. У Вани растет дочка Сашенька.
Теперь у сына новая семья, вторая жена. И скоро должен родиться мой внучок.
- Только что вышла ваша книга «Мой путь к «старухам» Малого театра. Дневники. Беседы». На публикацию дневниковых записей не каждый отважится…
- Скажу как на духу - в этой книге нет лжи! Опубликовала все без купюр. За все отвечаю сама, благодарна людям, которые были рядом. И ничего не хотела бы изменить в своей жизни. Хотя были моменты, когда казалось - пора со всем этим кончать. Не поверите, но попытка свести счеты с жизнью была. Откуда такой упадок? Меня бросили. Оказалась не нужна больше. Не стану вдаваться в конкретику, но вот случилось же такое. Все, казалось, жизнь кончилась. Помню, брела по автостраде рядом с метро «Маяковская», под эстакадой. Это все, что запомнилось тогда. Шла прямо по проезжей части, по встречке, не разбирая пути, не обращая внимания на сигналы автомобилей. Шла и рыдала. Плелась с одной целью - пусть меня скорее собьют! Не сбили. Наверное, водители понимали, что женщина не в себе.
А потом внутри все застыло, будто замерзло. Вот вам и сильная русская женщина, конь с яйцами. В народе говорят: мощная мордюковская, марковская энергетика! И я где-то поблизости, рядышком. Но сильными наши женщины не рождаются. Их такими делают обстоятельства.
- Вы играли, общались с удивительными людьми, актерами. Что вспоминается прямо сейчас?
- Говорят, что помнится только хорошее. Неправда. Помнится все. Но сейчас настроение позитивное. Меня по жизни всегда очень смешил Евгений Павлович Леонов. Вместе мы играли в Театре Станиславского в спектакле «Энциклопедисты». Там был эпизод, когда художник на сцене, образ которого талантливо воплощал Леня Сатановский, рисовал образ - босая женщина с кружкой пива в руках.
Играем. Произносятся какие-то монологи. Вдруг Леонов подходит ко мне, кивает на ту тетку с пивом и вкрадчиво так, но на полном серьезе говорит: «Хорошо бы еще с раком…» И, не осознавая степени ответственности, на придыхании, я во весь голос выдала: «С каким еще сраком?» И все. Минут пять мы не знали, как успокоить зал.
«Чувствовала себя одиноким ребенком»
- Почему вы начали вести дневник?
- Публикация в книге начинается с 1956 года. Случилось так, что мои более ранние записи нашла мама. Я обиделась страшно! Пришлось их уничтожить. В детстве чувствовала себя очень одиноким ребенком. Отношения с мамой, к несчастью, не сложились. Так вот в дневниках и разговаривала сама с собой. Теперь думаю: как девочка из старых московских клоповников смогла подняться до высот сцены Малого театра? Такое ощущение, что высшие силы помогали…
- Можете сказать, что жизнь удалась?
- Пятьдесят с лишним лет назад во мне зародилась тайная мечта - состарившись, сыграть, как Фаина Раневская, в спектакле «Дальше - тишина…» Теперь моя мечта осуществилась. Когда предложила Юрию Мефодьевичу Соломину поставить пьесу на нашей сцене, он со слезами на глазах сказал: «Это в десятку!» Знаете, негатива и раздражения в обществе хватает. Все так озабочены материальным. А где любовь? Почему ее стало так мало? Она же вечна! Вот мы с друзьями ее и восполняем. Приходите на спектакль - обрыдаетесь! Ну сколько можно ржать?! Поплачьте хоть немножко - очиститесь.