Лишь перед смертью Александр Кузнецов встретил настоящую любовь
На минувшей неделе в московском Доме кино простились с Александром Кузнецовым, сыгравшим Джека Восьмеркина в популярном советском фильме и десятки других ярких ролей. Актер скончался 6 июня в возрасте 59 лет. В последние годы он боролся с раком простаты. Во время отпевания в церкви у гроба Кузнецова собрались его бывшая жена - актриса Юлия Рутберг, бывшая невеста - медиа-менеджер Кристина Татаренкова, которая бросила его, уже тяжелобольного, за год до смерти, а также еще одна женщина средних лет по имени Мария. Ее неожиданно для многих называли вдовой усопшего.
- Саша мужественно боролся с онкологией до самого конца, - рассказал нам певец Игорь Наджиев, с которым Кузнецов сдружился на съемках фильма «Улыбка судьбы». - Он был верующим человеком и скончался в день Вознесения Господня. Это такая божья милость. Всегда солнечный и позитивный, в последнее время он сильно похудел. Болезнь беспощадно его съедала. Жена Эммануила Виторгана Ирина очень помогала ему с врачами и больницами.
- Кто поддерживал, кроме друзей?
- С осени прошлого года с ним поселилась Мария - его массажистка, ставшая самым близким человеком. Она помогала, горела и болела вместе с Сашей. Маша появилась в его жизни после того, как Александр расстался с Кристиной Татаренковой, из-за чего был очень подавлен. Она оставила его в очень тяжелый момент.
Гражданская вдова
Бывшая жена Кузнецова Юлия Рутберг рассказала, что после расставания с ним, случившегося четверть века назад, общалась с Александром в основном по поводу общего сына Григория, который пошел по стопам родителей и стал актером.
- Едва Саша узнал о своей тяжелой болезни, он сразу же нам с Гришей позвонил, - поделилась Рутберг. - К сожалению, выбрал нетрадиционные методы лечения - у бразильского знахаря. Хотя мы тщетно пытались его убедить, что и традиционная медицина может очень помочь. В апреле он с Гришей, его двумя детьми, а также с Сашей, его старшим сыном Данилой и другими людьми съездили на китайский остров Хайнань. Эту поездку, которая для Саши стала прощальной, организовала патриархия. Десять дней Кузнецов провел с самыми близкими людьми. Он понимал, что уходит. На Хайнане ему стало плохо. Думали, что это микроинсульт, а он успокаивал: «Не волнуйтесь, все будет хорошо».
- А поддержка Марии для него оказалась важна?
- Она последняя женщина, которая была рядом с Сашей. Называет себя его гражданской женой, а теперь вдовой, это ее право. Действительно помогала ему и была до конца рядом, приняла на себя весь уход за больным. Я никогда не лезла в Сашину жизнь, но была рада, что в такой ситуации он оказался не один.
Удалось нам поговорить и с самой Марией. Заплаканная женщина, пережившая тяжелую утрату, рассказала, что она родом с Украины и носит фамилию Станко.
- Вообще-то официально я замужем, и не за Александром, - огорошила она. - У нас с мужем на Украине хороший дом. Но два года назад отношения испортились, и я поехала в Россию немного отдохнуть. Здесь решила походить по монастырям и, так как я профессиональный массажист с 20-летним стажем, стала помогать страждущим людям. И вот по цепочке оказалась в одном массажном салоне. Поработала там немного, хотела даже официально устроиться, ведь люди ко мне приходили один за другим. И вот одна женщина, которая к Александру Кузнецову на мастер-классы по актерскому мастерству ходила (он со всеми желающими занимался), меня ему порекомендовала. Он еле доехал ко мне за рулем и буквально на руки мне упал. Рассказал, что только-только вернулся из США, где прошел курс лучевой терапии. Но американцы ему не объяснили, как надо избавляться от интоксикации организма. Вся гниль в нем оставалась. Я помогла ему реабилитироваться. Кроме того, мы с ним стали много разговаривать. Психологически ведь ему непросто было.
- И в результате вы переехали к нему в квартиру?
- Ну да, он сам об этом попросил. Чтобы круглые сутки находиться у меня под наблюдением. Саша ко мне очень нежно относился, называл врачом от бога. Так меня всем и представлял. Хотя медицинского образования у меня нет. Просил быть с ним до самого конца. Видно, разглядел во мне человека, который его ни за что не бросит. Так и вышло. Его ведь сильно подкосил уход Кристины. Не ожидал, что она вычеркнет его, уже тяжелобольного, из своей жизни. Кристине, кстати, как и мне, 44 года.
Подлость медиков
По словам Марии Станко, Кузнецов заболел раком простаты в 2014 году. Спустя полтора года актер откровенно рассказал о своем недуге репортеру «Экспресс газеты» Борису Кудрявову:
- Во время кинофестиваля «Алые паруса» в Болгарии я пошел ночью в туалет по-маленькому и вдруг обнаружил, что не могу этого сделать. Сразу подумалось о воспалении предстательной железы. По возвращении в Москву после обследования получил страшный диагноз - рак простаты. Где-то 1 - 2-я стадия. Несмотря на то что меня оперировал главный онкоуролог России профессор Дмитрий Пушкарь, все прошло не совсем успешно. Через две недели мое состояние ухудшилось. Выяснилось, что в брюшной полости не закрылся кровеносный сосуд. Образовалась гематома. И я снова оказался на операционном столе. Когда в моем организме произошел неприятный скачок показателей по онкологии, а химиотерапию делать совсем не хотелось, я принял решение лететь в Бразилию - там живет целитель Джон. Этот человек мне реально помог выкарабкаться…
- Кристина Татаренкова была вместе с Сашей три года до его болезни и четыре после ее обнаружения, а в 2018-м расстались, - рассказала Станко. - Последний год не общались. Ни Кристина, ни три предыдущие жены Саши не захотели взять на себя ответственность за него. И тут в его жизни появилась я.
- Александр оставил завещание?
- Нет. Он доверял своим трем сыновьям. Очень их любил и понимал, что они сами разберутся. Его болезнь всех объединила. На словах он передал, что и кому хочет оставить. Машину он велел отдать Даниилу, старшему сыну от первого брака с актрисой Людмилой Собко. Дане 36 лет, и он не женат. Московскую квартиру сказал поделить между Даниилом и Григорием, сыном от второго брака с Юлией Рутберг. А 14-летнему сыну Ивану, который живет с третьей женой Саши - учительницей Анной - в США, распорядился передать деньги с американских счетов. Мол, Ване они понадобятся на учебу.
- Как умирал Александр Константинович?
- Когда однажды ночью ему сделалось совсем плохо, я позвонила старшим сыновьям. Но они решили только утром приехать… Слава богу, Гриша с семьей и Даниил успели с отцом попрощаться... До этого я вызывала скорую, но медики отказывались забирать Александра в больницу. Даже обезболивающий укол ему не сделали и в лицо заявили, что это конец, что ему уже ничего не поможет. Это подло! Такая медицина последнюю веру у человека отбирает. А в день смерти, 6 июня, он уже находился на аппарате искусственного дыхания. Скончался у меня на руках. Моргал мне до последнего вздоха, подавал какие-то знаки. А потом я увидела, что из его глаз скатились слезы, и я поняла, что все…
- Как собираетесь жить дальше?
- Скоро уеду на Украину. Все, что могла, для Саши я сделала. Пусть земля ему будет пухом!
Фото Бориса Кудрявова