Что не так с самым популярным сериалом в истории
Мини-сериал HBO «Чернобыль» стал сенсацией как самое просматриваемое и обсуждаемое телешоу в истории. Работа единогласно признана серьезной и очень качественной — впрочем, у HBO других не бывает. По-настоящему подкупает то, что работу ликвидаторов, героизм и жертвенность советского народа показали всему миру. Но тем тяжелее осознавать, что вместе с мощной, страшной, по-настоящему впечатляющей драмой телезрителю скормили ложь и профанацию.
Конечно, самую восторженную реакцию (если слова «восторг» и «Чернобыль» вообще совместимы) фильм вызвал у молодого поколения, а также у зарубежной аудитории. Одним словом — у тех, кто имел слабое представление о Чернобыльской катастрофе, как и о советских реалиях. Однако многих современников, очевидцев и участников тех событий сериал разочаровал.
«Что достигли в этом фильме — это напугать народ. Правды там мало, а, видимо, то, что они хотели показать — тот страх, ужас, — это действительно надо было сделать», — говорит ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Лев Бочаров, работавший на станции главным инженером третьей смены Управления строительством № 605. По его словам, в шоу не смогли отобразить главного — подвига советского народа.
Искажение фактов в сериале увидели и другие ликвидаторы. Причем речь идет не о мелких ляпах. Так, Валентин Данилов не согласился с тем, что в сериале эвакуацию из Припяти задерживали (в действительности она прошла быстро и четко).
Алексей Бреус, работавший инженером на том самом 4-м энергоблоке, заявил, что характеры руководства ЧАЭС показаны абсолютно лживо. «Искажены характеры ключевых персонажей: директора Виктора Брюханова, главного инженера Николая Фомина, его заместителя Анатолия Дятлова. Их характеры в сериале абсолютно фальшивы. Не были они такими ворами, как их изобразили», — говорит Бреус — человек, который в последний раз нажал кнопку на пульте управления четвертым блоком уже после взрыва.
Не согласен инженер и с тем, что всех собак в сериале повесили на главного злодея — заместителя главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС Анатолия Дятлова. Тот был, по воспоминаниям, человеком с тяжелым характером, но вовсе не таким абсолютным злом, как показано в сериале. К тому же реального Дятлова нельзя было назвать некомпетентным — так же, как нельзя назвать трусливыми и безвольными операторов Акимова, Топтунова, Ситникова и других. В жизни ядерщики действовали бесстрашно и грамотно, пытаясь потушить пожар вместе со всеми и предотвратить новые взрывы. В сериале — увы, они растерянно бродят по развалинам энергоблока с дрожащими губами и коленками.
Генерал-майор Николай Тараканов, командовавший воинскими подразделениями на месте ЧП на ЧАЭС, признал, что сериал снят «блестяще». Вместе с тем он нашел в нем «ерунду». В частности — сцену, в которой написанный с него персонаж заявил, что якобы реальные цифры радиации и истинный масштаб произошедшей катастрофы скрывают даже от военных.
Впрочем, обо всем по порядку.
Уже с первой серии просмотра «Чернобыля» нас накрывает: нельзя не проникнуться кошмарной, почти мистической атмосферой техногенной катастрофы. Заодно подкупает и поразительное внимание к деталям. Сразу в глаза начинают бросаться аутентичные пепельницы, телефоны, значки, обои, чашки-блюдца, автомобильные номера с правильным номером региона и другое. Сразу создается эффект чрезвычайной правдивости повествования: ну не могут же авторы, с таким скрупулезным подходом к мелочам, соврать в остальном?..
Могут. И это вскрывается сразу же, в первых кадрах первой серии. Валерий Легасов живет один, с кошкой, в облезлой хрущевке — в то время как советские академики жили в роскошных квартирах, а у самого Легасова был целый коттедж. К тому же у него была семья. До конца жизни Валерий Алексеевич посвящал стихи любимой жене, с которой воспитал двоих детей.
Кстати, лично Горбачев только что, 9 июня, заявил, что не препятствовал карьере Легасова (так, как это заявлено в сериале «Чернобыль»).
Что ж, в художественном произведении можно допустить художественный вымысел — для усиления драматического эффекта. Проблема в том, что вымыслов здесь слишком много, и все они несут однобокий посыл: намекнуть на людоедскую сущность советского правительства. У которого даже академики умирают в нищете, а простые люди служат пушечным мясом и подопытными кроликами.
С этой целью нам в первой же серии показывают вертолет, с экспериментальной целью направленный в самое пекло. (Неправда — МИ-8 действительно разбился на ЧАЭС, но через несколько месяцев после катастрофы. И не по причине радиации, из-за которой так ухудшилось самочувствие экипажа. На самом деле вертолет рухнул, зацепившись лопастями за трос крана.) С этой целью звучит фраза «Нам нужно убить троих человек» — хотя в действительности трое «чернобыльских дайверов» не получили опасных доз облучения. Один из них умер 20 лет спустя, двое живы и по сей день.
Показывают министра угольной промышленности, академика Михаила Ивановича Щадова этаким молодым нарядным хлыщом, который явно не заслужил своей должности. Дерзкие шахтеры, не боясь приставленных к министру солдат (по внешнему виду — из 1937 года), вытирают о его модный пиджак руки: «Теперь ты больше похож на министра угля!» И это грубое искажение фактов: в действительности Щадов сам был шахтером в прошлом, был уважаем и работал не только на ликвидации последствий ЧАЭС, но и в Спитаке после землетрясения.
И так во всем. Высокопоставленные люди, по вине которых произошла трагедия, в сериале не просто показывают свою некомпетентность и безжалостность — они это делают с пафосом. Подобно тому самому демоническому дедку в бункере под АЭС. Этот самый инфернальный Old Bolshevik призвал закрыть город, «перерезать телефонную связь» и никого не выпускать. В действительности город не закрывали.
Сам сценарист «Чернобыля» Крейг Мазин уверял, что сериал снят с любовью и уважением к советским людям. Но в это сложно поверить после сцен, в которых простых советских людей показывают не особенно умными, не особенно смелыми, трясущимися перед начальством и находящими единственную отдушину в водке.
Ее, родимую, в сериале хлещут все: и заплывшая жиром морда на важном посту в Белорусской ССР, и военные, и шахтеры, и ликвидаторы, и отдыхающий люд в ресторане. Даже дайверы, выходя из подвала , хватаются за бутылку под аплодисменты собравшихся.
Между тем в те годы действовала «лигачевская» кампания по борьбе с пьянством, и алкоголь порой не наливали даже на свадьбах. После катастрофы вокруг ЧАЭС создали многокилометровую зону, в пределах которой водка была под запретом. К тому же, как вспоминают ликвидаторы, из-за сильной занятости пропустить стаканчик было просто некогда.
Всего этого слишком много для того, чтобы быть просто вымышленными деталями для усиления эффекта. А ведь даже маленькая неправда способна родить большую ложь.
Главный инженер третьей смены Управления строительством № 605 ЧАЭС Лев Бочаров после просмотра отметил, что процесс ликвидации был показан недостаточно подробно. Допустим, на это не хватило бы времени. Но вот чему в сериале не поленились уделить внимание — так это низменным подробностям человеческого быта. Не успели мы порадоваться тому, что в «Чернобыле», в отличие от клюквенного «К-19» (The Widowmaker), советских людей хотя бы не показывают с голыми задницами. Но стоп, вот и задницы — абсолютно ненужный кадр с уличными нужниками.
По какой-то необходимости шахтеров раздели догола. Многие из них в действительно работали, раздевшись до нижнего белья, но никто не разгуливал, тряся тестикулами (что в итоге произвело трагикомичный эффект). Понятно, что авторы захотели добавить натурализма — но ЗАЧЕМ?..
Даже одна из главных героинь, история семьи которой особенно страшна — Людмила Игнатенко, — впервые появляется в кадре под звуки смывного бачка.
Сериал действительно снят блестяще: здесь нет драматургической халтуры, на высоте работают камера и свет, подобран мощный саундтрек, к сценарию сложно придраться. Да, действительно создатели подошли к производству с большой любовью и с большими деньгами. Тем сильнее бросается в глаза заказная подоплека проекта. Она проста: внушить аудитории, что советская атомная промышленность — угроза планете. Как следствие — и российская. А ведь «Росатом» является одним из глобальных технологических лидеров, но, по-видимому, кое-где полагают, что на рынке его стало слишком много.
«Сегодня Украину, как и всю восточную Европу, затягивают в свои сети западные атомные концерны вроде "Вестингауза" или "Аривы", вытесняя советские реакторы, разрывая контракты на поставку топливных сборок, которые производит российская корпорация ТВЭЛ. Поэтому пока вы хлопаете придурочному сериалу, подумайте, сколько рабочих мест в результате вновь раздутой радиофобии косвенно потеряет подмосковная Электросталь, где это производство — градообразующее. Ведь самый ужасный ужас — это радиация, а не безработица, да?» — пишет российский журналист и блогер Константин Семин.
…В конце финальной, самой сильной по накалу, серии звучит фраза о том, что общее число жертв Чернобыльской аварии до сих пор неизвестно. Но предполагается, что он идет на тысячи. Однако, как сетуют в титрах, по официальным данным (которые не обновлялись со времен СССР), жертвами числятся около 30 человек.
Точное число «чернобыльских» смертей еще предстоит оценить, однако крупнейшей техногенной аварией признана Бхопальская катастрофа (1984). Она унесла жизни по крайней мере 18 тысяч человек. Общее количество пострадавших оценивается в 150–600 тысяч. Авария случилась на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide. Документальный фильм об этом происшествии американцы уже снимали. Но удостоится ли эта тема такого же масштабного, качественного, интересующего весь мир сериала от HBO, как «Чернобыль», — большой вопрос.