После неудачного брака с переводчиком кинозвезда собиралась замуж за простого шофера
На минувшей неделе в Малом театре простились с народной артисткой СССР Элиной Быстрицкой. Знаменитая Аксинья из «Тихого Дона», одна из самых красивых женщин нашего кино, скончалась 26 апреля, через три недели после своего 91-го дня рождения. Перед смертью Элина Авраамовна практически ослепла из-за катаракты, а тяжелая болезнь ног приковала ее к постели. Сразу после похорон мы поговорили о Быстрицкой с ее коллегой по театру - народным артистом России 76-летним Валерием Бабятинским.
- Элину Быстрицкую впервые на экране я увидел в «Тихом Доне», когда еще учился в школе, - начал рассказ Валерий Константинович. - Даже подумать тогда не мог, что через несколько лет буду работать с этой восхитительной женщиной на одной сцене и близко общаться… На днях один мой коллега язвительно заметил: «Не понимаю, как еврейка могла играть русскую казачку? Казаки ведь избивали евреев». Для меня подобное суждение стало неожиданным. У красавиц же нет национальности, а писатель Шолохов, автор «Тихого Дона», едва увидев Быстрицкую, сразу сказал: «Вот моя Аксинья».
Да, некоторые ее потом ругали за эту роль. Мол, где-то не так сыграла, где-то недожала. Действительно, слабые места были. Та же Мордюкова, которую режиссер Герасимов рассматривал на роль Аксиньи, могла бы так рвануть в некоторых сценах, выступить ярче и эмоциональнее. Но неземной, совершенной красотой, которой обладала Элина Авраамовна, казачка Нонна, увы, не отличалась.
- Быстрицкая и правда стала настоящей богиней советского кино.
- Когда я только осваивал актерское ремесло в Щукинском училище, мои однокурсницы Люда Чурсина и Эля Шашкова однажды пошли в ателье, чтобы заказать платья. И в этот же самый момент туда пришла Быстрицкая. Девочки с удивлением узнали, что она выбирала ткань, чтобы обить мебель в гостиной к приходу какого-то важного иностранца. Само словосочетание «обить мебель» для нас, молодых людей, покорно стоящих в очередях за выброшенной в продажу селедкой, казалось привилегией супербогинь. Таких, как Быстрицкая! Ребята с нашего и параллельных курсов на Люду и Элю потом еще долго пальцем показывали. Мол, они видели живую Быстрицкую.
И вот представьте мое состояние, когда я пришел работать в Малый театр и стал играть в пьесе Алешина, а в роли любимой женщины отца моего героя блистала сама Быстрицкая. С неменьшей радостью я прыгал и в массовке в «Маскараде», чтобы только оказаться на одной сцене с Элиной Авраамовной в роли баронессы Штраль.
- Как складывались отношения Быстрицкой с коллегами?
- Малый театр тогда был поделен на кланы - Ильинского, Бабочкина, Симонова, Варпаховского. Меня, например, в своих спектаклях занимали только Бабочкин и Ильинский. С последним у Быстрицкой были очень напряженные отношения. Дело в том, что его супруга - прима театра Татьяна Еремеева, до прихода красавицы Элины безоговорочно доминировала в труппе. А вот Борис Бабочкин (сыгравший когда-то в кино Чапаева. - Г. У.) помог Элине сделать не одну роль. Капризничать при нем Элина себе не позволяла, она ему как женщина очень нравилась.
- О личной жизни Элины Авраамовны известно крайне мало: в молодости у нее случился роман с будущим народным артистом Кириллом Лавровым, а в зрелом возрасте она единственный раз вышла замуж за сотрудника отдела переводов Министерства внешней торговли Николая Кузьминского. Для него брак с актрисой оказался четвертым, и, как говорили, он с самого начала стал ей изменять. Актриса терпела неверность аж 27 лет, вплоть до начала 80-х, когда и подала на развод.
- Не знаю, почему она во второй раз замуж не вышла. Разговоры о том, что она снова собирается в загс, по театру ходили, но меня они никогда не интересовали. Тогда у нее случился роман с красивым мужчиной. Но он оказался водителем - не ее положения. Он был то ли болгарином, то ли греком… А до этого обсуждали ее роман с актером и режиссером Евгением Матвеевым. Но там и вовсе дело далеко не зашло. Думаю, в быту она была нелегким человеком, требовала к себе большого внимания. Поэтому могла бы ужиться только с подкаблучником. Я был лишь шапочно знаком с ее мужем Николаем Ивановичем. Он лет на 35 меня старше, совсем из другого поколения, поэтому я его жутко стеснялся. Бывал, конечно, у них в гостях в сталинской высотке на площади Восстания. Но нечасто. Квартирка была скромная, маленькая, ничего особенного. А вот личным счастьем Быстрицкая, на мой взгляд, совсем была обделена.
Наркотик славы
- Помню когда я только купил первую машину, а в то время личные авто еще редкостью были, выхожу из театра, и встречаю Быстрицкую. «Может, подвезешь?» - с фирменной улыбкой спросила она, оглядывая мою белую красавицу, - продолжает рассказ Валерий Бабятинский. - Конечно же, я согласился такую женщину прокатить, хотя всего второй день сидел за рулем.
По пути Элина Авраамовна хвалила мой лихой стиль вождения, не подозревая, что я еще толком ничего не умею. И вдруг при повороте к «Белому дому» я совершил коварную ошибку многих новичков - вместо тормоза нажал на газ. В результате мы угодили в серьезную аварию. Выскочив из авто, Элина, надо отдать ей должное, не стала кричать или истерить, а спокойно сказала: «Больше я с тобой никогда в жизни не поеду» - и, накинув на плечи красный платок, пошла ловить такси.
- Говорят, в одежде она любила красный цвет?
- Обожала! Многим коллегам ее красные платок, сумка, сапоги почему-то казались проявлением дурного вкуса. Но Быстрицкая всегда была одета гармонично, следила за своим внешним видом. Даже собираясь выйти в магазин за хлебом, могла час приводить себя в порядок, чтобы предстать перед публикой в лучшем виде. Причем пластические операции никогда не делала, лишь гимнастикой каждое утро занималась. В преклонном возрасте она как-то позволила себе явиться на сбор труппы после отпуска совсем седой. До этого всегда красила волосы, поэтому ее новый облик вызвал у нас шок. Ей эта седина явно не шла. Только потом я понял, что таким образом она хотела привлечь к себе дополнительное внимание, потому что ей не хватало признания ее величественного положения в театре.
- Отчего же?
- В свое время место примадонны в труппе у нас занимала Елена Николаевна Гоголева, очень воспитанная и интеллигентная женщина, и седина ей невероятно шла. Она культивировала свою ауру, при ее появлении все вытягивались по струнке. И после того как Гоголева ушла из жизни, Элина Авраамовна мечтала занять ее место во всем, и в работе в том числе. Вроде бы и руководство быстро пошло ей навстречу - в постановке «Волки и овцы» выделило ей персональную, без замены, роль Мурзавецкой. Но перед выпуском спектакля Элина объявила, что ей нужно срочно ехать на Олимпиаду за границу. Она тогда руководила какой-то секцией художественной гимнастики и решила поставить театр перед фактом, что обязана лететь за рубеж по заданию правительства. Причем никакой телеграммы по этому поводу, как было заведено в подобных случаях, в театр не поступало. Но Быстрицкая встала в позу, что премьеру с ее участием надо переносить. Наш худрук Юрий Соломин не пошел ей навстречу и моментально снял с роли. В результате Элина очень быстро практически вылетела со всего репертуара. Будем честны: это продукт ее собственной деятельности, ее характера. Кто, как не она сама, в этом виноват?
- Но народная любовь от этого не стала меньше.
- Да, я не раз лично наблюдал проявление этой любви. Помню, приехали мы на гастроли в Ростов-на-Дону. Она выходит из своего СВ, а по перрону к ней бежит орава людей - человек сто. Две женщины лет по 50 аж по шпалам мчались с криками: «Вон Быстрицкая, бежим скорее!». На наших глазах одна из дам споткнулась и лицом впечаталась в шпалы. Я перепугался, замер, а дамочка ничего - вскочила и еще быстрее побежала. Возможно, из-за этой народной любви Элина вовремя не закончила карьеру. На один из последних сборов труппы она пришла на костылях, с трудом делая шаги. Я тогда поделился с коллегами опасениями, что в таком виде популярной актрисе нельзя появляться перед зрителями. «Если она сама не понимает, что ей не стоит играть на сцене, то надо найти деликатный способ это объяснить», - сказал директору. Сделать это надо было во имя ее же блага. Чтобы, например, оградить от разного рода неприятных высказываний. Но слава как наркотик. Нужно уходить, как Галина Уланова, в зените и остаться легендой. А можно, как Майя Плисецкая, просто ходить по сцене и махать руками. Ведь великая балерина на пенсии рождала смех и анекдоты.
- По-вашему, Элина Авраамовна не нашла в себе мужества вовремя уйти на покой?
- Да, это мое мнение. Когда Быстрицкой не стало, я пошел в церковь и спросил батюшку, могу ли заказать по Элине панихиду. Прекрасно знал ведь, что она - постоянный член разных еврейских конгрессов - была другой веры. И вдруг выяснил, что всего несколько лет назад, в возрасте 85 лет, Быстрицкая крестилась в православие, поэтому и отпевали ее в церкви. Причем в советское время, когда процветал латентный антисемитизм, она никогда не скрывала свою национальность, а, наоборот, гордилась ею. При крещении, как известно, смываются все грехи. Когда крестят ребенка, смывать нечего, а она предстала перед Богом как девственница! Молодец, сообразила.