Артисты рассказали о семейной жизни, творческих поисках и непростом характере покойной актрисы
26 апреля не стало блистательной Элины Быстрицкой – народной артистки СССР, актрисы театра и кино, звезды фильмов «Тихий Дон» и «Добровольцы». Тяжелобольная Элина Авраамовна скончалась в 91 год. Но коллеги помнят ее молодой и сильной, «сумасшедше» красивой и талантливой, исполненной королевского достоинства – настоящей советской кинозвездой.
Актер Малого театра Вячеслав Езепов признался, что на похороны Элины Быстрицкой постарался прийти гладко выбритым. «Хоть и горячей воды у нас нет, - признается Вячеслав Иванович. – Ну, не мог я по-другому, зная, как она к этому относилась».
По его словам, при Элине Авраамовне нельзя было появляться неряшливо одетым, забыть на сцене текст:
- Она - достояние российской культуры, такие актрисы редко рождаются. Мы с ней много на сцене играли, она всегда умела держать дистанцию со зрителем и с коллегами, ей нельзя было рассказать пошлый анекдот, сказать: «Привет!», при ней хотелось быть лучше, чем ты есть, а многие это воспринимали, как трудный характер.
Как отмечает Езепов, Элина Авраамовна держала высокую планку, как и другие гениальные артистки театра. Ей досталась гримерка, в которой раньше готовилась легендарная русская актриса Мария Ермолова, а затем другая звезда - Елена Гоголева.
- Родители дали ей сумасшедшую красоту и невероятный талант, - вспоминает Вячеслав Езепов. - Я видел, как она в последнем своем спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», выходила на поклоны, зрители кричали Браво!, а ей уже было не очень хорошо по здоровью, она в гримерку приходила и падала от боли. Я ей говорю: «Элина, больше на поклоны не выходите», но ее ждал зритель, она все равно выходила, уже со всеми актерами на поклон, на последних силах. Знала, что многие зрители, только ради нее и приходили.
Также, как отмечает коллега Быстрицкой, актриса держала от всех в тайне свою личную жизнь. «Она не афишировала свой брак, на приемы не ходили, ни на какие мероприятия. Милый человек ее муж - и все. В личной жизни она всегда была закрыта, очень достойно себя вела», - вспоминает артист.
Но как бы Элина Авраамовна плохо себя ни чувствовала, она всегда приходила в театр на 9 мая и принимала участие в традиционном концерте. Выходила и пела. В последнее время – чаще под фонограмму, но в ее возрасте это было уже простительно. Зрители просто хотели ее видеть.
Езепов сожалеет о том, что ему не удалось поговорить с Быстрицкой в последние дни ее жизни – он звонил, но она не могла взять трубку. А с сестрой, которая прилетела из Израиля досматривать за Элиной, он не был знаком…
- Почему вы думаете, что она одиноким человеком была, такая карьера, всю ее жизнь ее миллионы людей любили, пусть земля ей будет пухом! – говорит Вячеслав Иванович. - Я играл с тремя российскими королевами искусства. Майя Плисецкая, Галина Вишневская и Элина Быстрицкая - теперь они там наверху встретятся. Им, думаю, непросто будет найти общий разговор: сложные, красивые и безумно талантливые наши примадонны!
Народная артистка РСФСР Зинаида Кириенко (исполнительница роли Натальи в «Тихом Доне») не была близкой подругой Быстрицкой. Ходили слухи о том, что актрисы даже враждовали, но слухами это и осталось. На самом деле обе женщины были в хороших отношениях.
- Мы совсем разные были, но, когда я видела ее была рада ее видеть, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Она ко мне на юбилей приходила. С ней, все-таки 60 лет, даже больше, мы знакомы. Зависти у нас никогда не было, у меня была вполне хорошая карьера, муж на десять лет меня моложе… у нее своя судьба, миллионы почитателей ее таланта. Надеюсь, я помогла ей получить роль Аксиньи в «Тихом дне», ведь Сергей Герасимов не знал о такой актрисе, как Элина Быстрицкая, а он был моим учителем во ВГИКЕ.
Как вспоминает Зинаида Кириенко, на роль Аксиньи к Герасимову пробовались «пол-Москвы». Но ни одна не подходила: не хватало либо таланта, либо яркой внешности. И тогда Зинаида, уже получившая роль в «Тихом Доне», вспомнила об увиденной красавице в картине «Неоконченная повесть»:
- Меня поразила Элина. Вот она, Аксинья-то. Об этой картине и этой актрисе (мы ее и фамилию не помнили) я Герасимову и сказала.
Но эта роль все же не так легко далась чернобровой красавице.
- Многие говорили, что, мол, еврейка не могла хорошо сыграть донскую казачку, мол, лучше бы Нонна Мордюкова сыграла, - рассказывает Зинаида Михайловна. - Не знаю, как бы вышло, Нонна уже была полностью открытой актрисой, ничего нового картине она бы не дала, а Элина полностью раскрылась. Элина изящная, таинственная, Нонна совсем другая, там природа конечно, но у нее же были похожие эмоциональные картины.
Быстрицкой долго в картине не удавались некоторые сцены, и режиссер Сергей Герасимов, как отмечает Кириенко, «буквально терзал ее»:
- Грубил, хамил, он был точным психологом, чтобы она заплакала, выдала те чувства, что ему было надо. Она рыдала, он ее обидел, залезла под телегу, и все он начал снимать. Когда Линочка высунулась из-под телеги, все эмоции - обида, боль - у нее уже на лице были.
Кириенко не считает, что у Элины был такой уж тяжелый характер. По ее словам, в Малом театре Быстрицкая без острых зубов бы просто не выжила. Но вот с ней, Зинаидой, она никогда не соревновалась. Ни о какой вражде и взаимной зависти речи не шло. И сегодня артистка переживает о том, что ей не удалось навестить коллегу и поговорить с ней:
- Я была сейчас на похоронах, сестру Софью не увидела. Почему она не брала трубку? Я ей звонила много раз - ну да, болела, но говорить-то могла!..