Синдром Стендаля: почему маньяки нападают на произведения искусства

Кадр канала Москва 24

Страдающий этой болезнью Гоголь беседовал с… собором св. Петра и Колизеем, а художник Верещагин для защиты от психов носил с собою пистолет

Скоро исполнится год, как посетитель Третьяковки напал на картину «Иван Грозный…». Однако до сих пор суд над ним не состоялся: служители Фемиды не уверены в его психическом здоровье и дееспособности. С незапамятных времен маньяки, нападающие на произведения искусства, одержимы болезнью, эпидемия которой в наше время вовсе не собирается сходить на нет.

Ужасно красиво

30 лет назад психолог Грациэлла Магерини выпустила книгу «Синдром Стендаля». Где описала десятки случаев психических расстройств у туристов, приезжающих в Италию.

Г-жа Магерини первой подметила признаки болезни

Доктор Магерини работала в клинике во Флоренции. Часто к ней приходили пациенты, которые жаловались на необъяснимую тревогу, странные чувства от цвета и звука, уход из реальности в пространство картин и странный «улет» от шедевров архитектуры. Вместе с этими симптомами у них случались учащенное сердцебиение, слабость, головокружение и обмороки. Необычную болезнь синьора Магерини назвала синдромом Стендаля. Английские же медики иногда используют термин hyperkulturemia - расстройство психики под влиянием слишком прекрасных произведений искусства.

Неудивительно, что болезнь впервые выявили именно в Италии: от здешней концентрации прекрасного у особо впечатлительных личностей начинает ехать крыша. Они теряют грань между реальностью и произведением искусства. Иногда слышат раздающиеся из картин звуки или могут почувствовать кожей изображенное на полотне.

В самых тяжелых случаях человек не владеет собой. Будто одержимый, он совершает акт вандализма: набрасывается на картину в стремлении уничтожить то, что потрясло до глубины души.

Доктор выяснила, что самые «опасные» художники - Микеланджело, Караваджо, Рафаэль и Брунеллески. Возле их произведений, считает она, необходимо поставить знаки, предупреждающие о потенциальной опасности для здоровья.


Только факт


Шокирующий эффект

Синдром неслучайно получил имя великого писателя.

Путешествуя по Италии в 1817 году, Стендаль описал именно те симптомы, с которыми туристов привозят в клинику к Грациэлле Магерини: «…приближаясь к Флоренции, я чувствовал, как сильно бьется сердце. Я любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Бердине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я еле двигался, боясь упасть».

Николай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо

То у вас собаки лают, То руины говорят

Возможно, подобный синдром испытывал на себе и Гоголь, с которым в Италии «разговаривали» памятники архитектуры. Николай Васильевич писал: «Был у Колизея, и мне казалось, что он меня узнал, потому что он, по своему обыкновению, был величественно мил и на этот раз особенно разговорчив. Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил. Потом я отправился к Петру (собор Св. Петра) и ко всем другим, и мне казалось, они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы. В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы и считали меня за форестьера (иностранца)…»


Шизофрения, как и было сказано

Вот некоторые случаи, которые показывают, что может натворить умалишенный, которому стало слишком больно от красоты.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза»

Гениальное полотно притягивает психов как магнит. В 1956 году, например, один из посетителей облил его нижнюю часть кислотой. А 30 декабря того же года боливиец Уго Унгаза Вильегас запустил в картину камнем и сбил слой краски у локтя.

Специально для «Моны Лизы» изготовили пуленепробиваемое стекло. Теперь безумцы не могут серьезно навредить ей. Хотя попыток не оставляют. В 1974 году на выставке в Токио одна из посетительниц распылила красную краску из баллончика. А в 2009-м россиянка, получившая отказ в получении гражданства Франции, швырнула в стекло керамической кружкой.


Цитата

Франсуа Анатоль Грюйе, искусствовед конца XIX века:

«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней».


Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»

Британец Роберт Кембридж в июле 1987-го пришел в Лондонскую национальную галерею с ружьем, спрятанным под пальто. И открыл огонь по картине Леонардо. Картечь пробила стекло, осколки полетели во все стороны, повредив холст. Кембридж объяснил, что расстреливал картину в знак протеста против политики Маргарет Тэтчер. Медэкспертиза признала его невменяемым.

Рембрандт. «Даная»

Это случилось в субботу 15 мая 1985 года в Эрмитаже. 48-летний литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Кретин вытащил нож и дважды полоснул по картине. Суд признал его душевнобольным: вялотекущая шизофрения. Майгиса отправили в психбольницу города Черняховск (Калининградская обл.), где он просидел шесть лет. Затем переправили в вильнюсскую психушку.

Художник-реставратор Евгений Герасимов вернул картине прежний вид

Рембрандт. «Ночной дозор»

Безумцы портили картину трижды. В 1911-м злоумышленник безуспешно пытался изрезать картину тупым ножом. В 1975 году безработный учитель В. де Ринк нанес по картине десять ударов хлебным тесаком. Психиатрам, которые ставили ему диагноз, объяснил, что действовал «по приказу свыше». А в 1990-м еще один придурок, сбежавший из лечебницы, облил картину серной кислотой. Охранники мгновенно стали смывать ее водой, и пострадал только верхний лаковый слой.

«Ночной дозор» исполосовали хлебным тесаком. Фото: artdamagedbook.com

Василий Верещагин. «Воскресение Христово» и «Святое семейство»

В России эти картины были запрещены как подрывающие догматы христианства. В 1886 году они были выставлены в Вене. Католическое духовенство потребовало снять их, а для тех, кто уже видел полотна, предусмотрело три дня покаяния. Но снять не успели. Фанатик облил обе картины кислотой. Художник ждал покушения на себя. «Я переложил пистолет из заднего кармана в боковой, - писал он жене, - будь покойна».

Оттавио Ваннини. «Триумф Давида»

В апреле 2007-го американец Тимоти Кубена бросился с кулаками на картину итальянского художника, выставленную в Художественном музее Милуоки (США). Пробил дыру, сорвал полотно со стены и принялся топтать ногами. Уже в кутузке объяснил, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Психом оказался, разумеется, - с синдромом Стендаля.


Придурок нанес ущерб в 105 млн. евро!

А немец Ханс-Иоахим Больман стал настоящим серийным убийцей картин, наводящим ужас на старушек-смотрительниц. Он повредил 56 произведений искусства, включая полотна Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Кранаха Старшего и Кранаха Младшего. Чаще всего выплескивал серную кислоту, за что его прозвали Кислотным убийцей.

С 16 лет у Больмана стоял диагноз «шизофрения». После нападений на картины его вновь и вновь пытались принудительно лечить - без толку. Освободившись, шизофреник снова шел добывать опасную жидкость, а потом - на дело. Ущерб, который он нанес музеям, оценивается примерно в 105 млн. евро.


Матисс. «Стоящая Зора» («Марокканка»)

В 1998 году в Капитолийском музее Рима проходила выставка Матисса.

Охрана заметила, что три картины повреждены. Два полотна (из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции) неизвестный вандал исчеркал чем-то острым. А картину из Эрмитажа «Стоящая Зора» проткнул насквозь: под ногой изображенной девушки остался 4-сантиметровый след.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В 1913 году Абрам Балашов набросился на полотно с криком «Довольно крови!». А в 2018-м еще один вандал, Игорь Подпорин, измолотил картину столбиком ограждения. Никас Сафронов прокомментировал случившееся так: «Человек знал о той истории, и его мучило наваждение. Такой Герострат, разрушивший храм Артемиды. Он уверен, что много ему не дадут, год-два от силы. Зато все о нем будут говорить. Это идиот, нездоровый человек».

Приговор Игорю Подпорину, скорее всего, вынесут в августе. А до тех пор маньяк будет сидеть в СИЗО. Кадр канала Москва 24

Казимир Малевич. «Супрематизм»

4 января 1997 года в амстердамском Стеделейк-музее художник Александр Бренер изобразил на картине Малевича знак доллара, распылив зеленую краску из баллончика. Ему дали пять месяцев тюрьмы и еще пять - условно. На два года суд запретил ему заходить в этот музей и присудил компенсацию реставрационных работ - $10 тыс. Удивительно, но у Бренера нашлись защитники. Критик Кукулин назвал его действия творчеством, которое есть «юродство как форма общественного морализма, крайней социальной критики».

В 1995 году Александр Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и стал орать «Ельцин, выходи!». Фото: Facebook.com/Московский акционизм

Барнетт Ньюман. «Кто боится красного, желтого и голубого III»

В марте 1986-го Герар Ян ван Бладерен бросился на картину американского абстракциониста с ножом. Объяснил нападение тем, что прочел монографию с критикой абстракционизма. Суд дал ему 8 месяцев тюрьмы. А через 10 лет после освобождения ноги сами понесли его в музей, где, не удержавшись, он изрезал еще одну картину Ньюмана «Кафедра». Теперь злодею полностью запрещен доступ во все музеи Голландии.

Бартоломеус ван дер Хелст. «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года»

В июне 2006 г. пожилой посетитель облил картину XVII века какой-то едкой дрянью. К счастью, маньяк сумел повредить лишь верхний слой лака.

Моне. «Мост в Аржантее»

В ночь на 7 октября 2007 года пятеро неизвестных залезли в музей д’Орсе в Париже. Когда сработала сигнализация, четверо бросились наутек. А пятый в ярости ударил кулаком по картине, пробив 10-сантиметровую дырку. Его помогли найти камеры наблюдения.

Моне. «Парусник в бухте Аржантей»

В 2012-м повреждено еще одно полотно Моне, написанное, как и «Мост в Аржантее», в 1874 году. Посетитель дублинской Национальной галереи Ирландии бросился на холст, пробив картину телом. В ней появились три L-образных разрыва, самый длинный - примерно в 25 см. Преступник категорически отрицал свою вину, безуспешно пытаясь убедить присяжных, что рухнул на «Парусник» от сильных чувств и недомогания.

Пабло Пикассо. «Женщина в красном кресле»

Картину, находящуюся в музее Menil Collection в Хьюстоне (США), замалевал 22-летний Уриэль Ландерос. Наложив трафарет, быстро распылил краску. На полотне осталось изображение тореадора и быка  и слово conquista - в переводе с испанского «завоевание». Другие посетители снимали инцидент на камеру, не препятствуя хулигану. Полотно сразу перенесли в отдел реставрации и удалили краску. Арт-террорист получил два года.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ»

В 2012 году картину перенесли из Лувра в филиал музея во французском Лансе. В феврале 2013-го молодая женщина накарябала на полотне черным маркером: «АЕ911».

Хулиганку повязали. Выяснилось, что АЕ911 - аббревиатура американской конспирологической организации «Архитекторы и инженеры за правду о терактах 9/11».

Реставраторы стерли надпись, не повредив краску.


Кстати