210 лет назад 1 апреля родился великий русский писатель
Его произведения советские люди читали только в школе, часто из-под палки. Слишком архаичными казались гоголевские персонажи, слишком идеологизированными выводы, которые заставляли зубрить учителя. Зато сегодня Николай Васильевич в тренде. Подлые рожи под личиной благопристойности, - целый мир гусеподобных, вареникоподобных, ни на что не похожих образин (так выразился Владимир Набоков) внезапно ожил и прекрасно вписался в окружающую нас действительность.
Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать
Гоголь гордился ушедшим в народ выражением «не вытанцовывается». Придуманные им фамилии Держиморда и Хлестаков сделались нарицательными. А многие фразы из произведений стали расхожими афоризмами.
- «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
- «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»
- «Унтер-офицерская вдова сама себя высекла»
- «Борзыми щенками брать»
- «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
- «Ах, какой пассаж!»
- «Легкость в мыслях необыкновенная»
- «Дама, приятная во всех отношениях»
- «Есть еще порох в пороховницах»
- «Я тебя породил, я тебя и убью»
- «Пошла писать губерния»
- «Свинья в ермолке»
- «Сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы»
- «И какой же русский не любит быстрой езды»
- «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит»
- «Терпи, казак, - атаман будешь»
- «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
- «В России только две беды - дураки и дороги»
10 шедевров за 10 лет
- 1831 «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- 1833 «Нос»
- 1833 «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
- 1834 «Записки сумасшедшего»
- 1835 «Ревизор»
- 1835 «Тарас Бульба»
- 1835 «Вий»
- 1841 «Женитьба»
- 1841 «Мертвые души»
- 1841 «Шинель»
Кошмар госчиновника
Поставить пьесу «Ревизор» удалось не сразу. Жуковский долго убеждал царя, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».
Премьера состоялась в столице в 1836 году. Николай I весь спектакль хохотал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» Государь подарил автору перстень с бриллиантом и распорядился выплатить 2500 руб. гонорара - на эти деньги можно было на два года снять дом в центре Петербурга.
После премьеры император потребовал, чтоб кто-то из писателей создал новую пьесу на тот же сюжет, но с другим финалом: чиновники-казнокрады должны понести наказание.
Пьесу часто ставят в театрах, по ней сняли 7 фильмов. Ярче других Хлестакова сыграли Игорь Горбачев, Сергей Мигицко, Андрей и Евгений Мироновы. А замечательный Анатолий Папанов исполнил роль городничего в двух версиях.
В 2018 году власти Сызрани увидели крамолу в афише «Ревизора», где стоял подзаголовок: «Кошмар госчиновника в двух частях». У театра начались крупные неприятности, афишу пришлось снять.
Рукописи горят!
1809. Николай Васильевич родился в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии Российской империи.
1827. Издана его поэма «Ганц Кюхельгартен». Прочитав разгромные отзывы в прессе, перфекционист Гоголь скупил тираж и сжег. Этим благородным пламенем освещена вся его жизнь. Позже бросил в огонь роман «Гетман» и предал сожжению комедию «Владимир 3-й степени». Есть версия, что и второй том «Мертвых душ» гений сжигал три раза, в последний раз - перед смертью.
1829. В молодости Гоголь хотел стать артистом. Приехал в Петербург, пришел к директору Императорских театров князю Гагарину.
- На какое ж амплуа собираетесь поступить? - спросил князь.
- Полагал бы, на драматические роли.
Князь окинул его глазами и с усмешкой ответил: «Ну, господин Гоголь, я думаю, что для вас была бы приличнее комедия».
1831. Гоголь подружился с Жуковским и по его протекции в 22 года поступил преподавать историю в Патриотический институт с жалованьем 400 руб. в год. У Жуковского он успел поработать «литературным негром». Мэтр был занят воспитанием наследника престола, Александра II, и подрядил молодого учителя разрабатывать таблицы для преподавания истории.
В 22 года молодой писатель написал «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности!» - восхищался Пушкин.
1836 - 1837. Пьесу «Ревизор» гений написал в 26 лет.
Критик Иван Панаев вспоминал, что однажды Гоголь приехал в Москву и остановился у Чертковых. Те уговорили его прийти в театр: давали «Ревизора». В конце представления публика аплодисментами стала вызывать на сцену автора, но тот, пригнувшись, сбежал из ложи. Каково же было удивление Чертковых, когда они застали Гоголя дома, храпящим на диване.
Гений хорошо чувствовал себя, только когда путешествовал. Он побывал в Баден-Бадене, Женеве, Париже. Поднимался на Монблан. Жил в Риме. В кондитерской «Греко», напротив Испанской лестницы, до сих пор отмечен столик, за которым любил работать Гоголь,- он был там завсегдатаем. В бельгийском Остенде писатель купался в Северном море, где даже в августе температура воды не поднимается выше +20*С.
1851. Гоголь трижды ездил в Оптину Пустынь, в последний раз - а пять месяцев до смерти. За год до нее признался: Ах, как много я потерял, что не поступил в монахи! Отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?»
1852. Умер в Москве. Его имущество оценили всего в 43 рубля 88 копеек. Еще в 1844 году он учредил фонд помощи студентам Московского университета и отдавал туда свои гонорары с условием: «Имя дающего должно быть навсегда скрыто». Деньги из фонда получал, в частности, Владимир Шервуд, по проекту которого позже построено здание Исторического музея. Стипендию им. Гоголя в МГУ дают и в наши дни.
Автор исторических романов Григорий Данилевский в мае 1852 года съездил на родину писателя и рассказывал: местные крестьяне не хотели верить, будто Гоголь умер. Они почему-то были твердо убеждены, что в гробу похоронен другой, а их барин уехал в Иерусалим и там молится за них.
История болезни
Писатель был очень мнителен. Из-за этого его неоднократно осматривали медицинские светила. Ставили мифические диагнозы: «спастический колит», «катар кишок», «нервическая болезнь». Доцент Пермской медицинской академии Давидов проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя.
«Шизофрении у Николая Васильевича не было, - утверждает ученый. - Но в течение последних 20 лет он страдал маниакально-депрессивным психозом. Периоды необычайно веселого настроения сменялись приступами жестокой тоски и апатии».
Именно поэтому он не завел семью, хотя дважды шанс был. Гоголь влюбился в императорскую фрейлину Александру Россет, с которой долго переписывался, но дальше дело не пошло: Сашенька выскочила замуж за богатого чиновника из МИДа. А незадолго до смерти его полюбила Мария Синельникова - кузина-разведенка. Женщина пыталась склонить писателя к сожительству, однако в тот момент его уже необратимо накрыли религиозно-мистические глюки.
Кстати, Гоголь переболел малярийным энцефалитом, и после этого у него начались обмороки с последующим продолжительным сном. Это вызвало тафофобию, страх быть погребенным заживо.
Врачи-вредители
Смерть его была загадочной. Ночью 8 февраля Гоголь слышал голоса, говорившие о скорой смерти. Вскоре сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Знакомый, видевший его в те дни, писал: «Все его тело до чрезвычайности похудело, глаза сделались тусклы и впалы, щеки ввалились, язык с трудом шевелился. Мне он показался мертвецом с первого взгляда».
Эскулапы настолько нелепо и жестоко обращались с пациентом, что описания их «лечения» читаешь с содроганием. Больной стонал и плакал, когда его иссохшее тело тащили в глубокую деревянную бадью и поливали голову холодной водой. Затем укладывали в постель, прилепив к носу полдюжины жирных пиявок. «Снимите!» - молил писатель, судорожно силясь смахнуть их, но помощник врачевателя держал его за руки.
Страшная коллекция
Помните у Булгакова: председателя Массолита Берлиоза похоронили без головы, которая исчезла в самый ответственный момент?.. У литераторов богатое воображение. Поэтому странные обстоятельства смерти Гоголя породили массу подобных слухов, где реальность перемешивалась с выдумками.
- 31 мая 1931 года прах Гоголя перенесли с кладбища Данилова монастыря на Новодевичье. Так вот писатель Лидин утверждал, что в гробу не оказалось черепа, зато хорошо сохранился сюртук и даже белье с костяными пуговицами! Большими ножницами он отхватил кусок ткани сюртука. А потом хвастался знакомым первым изданием Гоголя, в футляр которого умельцы вмонтировали этот кусок.
- Лидин утверждал, что череп извлекли из могилы еще в 1909 году монахи Данилова монастыря. О чрезвычайном происшествии при эксгумации было доложено Сталину. Тот распорядился провести расследование, и ЧК арестовала живших в обители монахов. На допросах выяснилось, что заказчиком вандализма был коллекционер Александр Бахрушин. Миллионер скупал вещи знаменитых людей, и в его коллекции было около 40 черепов. Голову Гоголя он якобы хранил в кожаном саквояже среди анатомических медицинских инструментов. Затем украсил ее лавровым венцом из серебра и поместил в футляр, обшитый изнутри черным сафьяном.
Ни подтвердить, ни опровергнуть версию не удалось: Бахрушина к тому времени не было в живых. В его Театральном музее свыше 1 млн экспонатов, но гоголевский череп там не нашли.
Нервных просят не смотреть
В 1950 году, перемещаясь из Кремля на ближнюю Кунцевскую дачу, Сталин постоянно раздражался, замечая мрачный памятник Гоголю. Скульптор Андреев запечатлел писателя горестно восседающим на бронзовом кресле, уткнувшим длинный нос в воротник пальто. «Убрать!» - приказал вождь. Памятник задвинули во двор особняка, где, по преданию, были сожжены «Мертвые души». А на его месте поставили новый, излучающий оптимизм. Кто-то придумал эпиграмму:
Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил.
Пусть теперь стоит- для смеха!
Случайность? Не думаем
Михаил Булгаков, обращаясь к классику, восклицал: «Учитель, укрой меня своей шинелью». Годы спустя вдова Булгакова, Елена Сергеевна, положила на его могилу камень, пролежавший сто лет на могиле Гоголя. Камень называли «Голгофа». После смерти Гоголя, в 1852 году его привез писатель Аксаков. Камень оказался не нужен, когда на могиле классика появился памятник от советского правительства. И сланцевый валун по просьбе вдовы перевезли туда, где упокоился создатель «Мастера и Маргариты».
Рука обязана трудиться
Гоголь с фанатичной тщательностью работал над текстами. Говорил друзьям: «Сначала нужно набросать все как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все, и забывать об этой тетради. Потом через месяц, через два, перечитать. Сделайте поправки на полях и снова забросьте тетрадь. Когда вся она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз крепчает и ваша рука, буквы становятся тверже и решительнее. Так надо делать восемь раз».
По стопам классика абсурда
Достоевский изрек: «Все мы вышли из гоголевской шинели». На гоголевской традиции стоит вся сатирическая литература 20-х годов, включая «12 стульев» Ильфа и Петрова. И еще - бесчисленное количество произведений в жанре магического реализма, который в XXI веке снова стал безумно актуален. Вот лишь некоторые из тех, кто шел по стопам классика.
Михаил Зощенко
Русский литератор Ремизов писал в письме другу: «Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь». Михаил Михайлович тоже ненавидел пошлятину. Если внимательно читать его рассказы, например «Аристократку», можно заметить гоголевские интонации, да и сам он считал, что в литературном смысле состоит в родстве с любимым классиком.
Михаил Булгаков
Михаил Афанасьевич обожал Гоголя и называл не иначе, как любимым автором и учителем. Гений XIX века стал одним из прототипов Мастера в бессмертном романе. Даже внешне герой московской дьяволиады напоминал Николая Васильевича - бритый, темноволосый, с острым носом и встревоженными глазами. Сожжение Мастером романа - прямая аллюзия на известную привычку Гоголя.
Владимир Орлов
Роман «Альтист Данилов», опубликованный в 1980 году в «Новом мире», тут же стал культовым. Мистические события разворачивались на фоне грубого быта, а местом нечистой силы стало Останкино (как у Булгакова - Патриаршие пруды). Книга-фантасмагория напоминала о манере Гоголя времен «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода».
Сергей Довлатов
Абсурд был любимой музой Гоголя и Довлатова. Американский публицист Джон Глэд писал о книге эмигранта: «Она очень смешная, но общее впечатление грустное». Писатель ответил: «Практически для всех русских юмористов, которых мы чтим, смех сквозь слезы - это обычное состояние. Не хочу себя сравнивать ни с кем из великих, но, наверное, печаль и улыбка сопутствуют друг другу».