Знаменитая цыганка мечтала в детстве, что у нее будет домработница. Сбылось.
Легендарная актриса Екатерина Жемчужная, сыгравшая цыганок Зорицу в «Вечном зове», Карму в «Карнавале», Розу в «Кармелите» и еще десятки ролей в кино и в родном театре «Ромэн», 28 марта отметит 75-летие.
- Что такое возраст? Это просто цифры, я жива - и отлично. Светит солнце - еще лучше, тогда я улыбаюсь, - говорит Екатерина Андреевна. - Все в руках Божьих. Сколько он мне лет отмерит, столько и проживу. Мой девиз: не вспоминать о прошлом, беречь, что есть, и не гадать о будущем.
- Стоп! Как не гадать о будущем? Разве не все цыганки любят погадать?
- Вы еще скажите, что все цыгане - воры. Дело в конкретном человеке, а не в национальности. Хотя у многих из нас хорошая интуиция. Лично для меня это как данность. Я многое могу предсказать. Даже себе. Еще в детстве маме говорила, что когда-нибудь буду жить в большой квартире и у меня будет домработница. И что муж будет один и на всю жизнь. Все так и вышло: любимый супруг, отличное жилье, помощница по хозяйству.
Есть и другие примеры. Порой смотрю какую-нибудь передачу по телевизору и думаю, что было бы интересно там появиться. И спустя несколько дней звонят именно с этой программы и приглашают в эфир. Или однажды знакомые рассказали, что выступали на юбилее у президента Казахстана Назарбаева, который недавно ушел в отставку. Я подумала: а почему же нас не пригласили? И уже спустя несколько дней меня зовут поработать в Астане. Назарбаев, кстати, для меня человек с большой буквы. Знаю, что он песню «Когда весна придет, не знаю» обожает и особенно строчку про заводскую проходную, «что в люди вывела меня». Он с женой в молодости на крупном металлургическом заводе работал.
- Давайте лучше о вашей семье поговорим. С мужем Георгием Николаевичем Жемчужным, режиссером вашего родного театра «Ромэн», где познакомились?
- В театральной студии в конце декабря 1961 года. Гоге (он, как и я, из актерской семьи) тогда было 16, а мне 17 лет. Я сразу поняла, что этот потрясающий мальчик - моя судьба. И вот уже почти 60 лет мы вместе. У нас уже правнук Филипп есть. А дочка Ольга (все ее Лялей называют), зять Роман, внук Андрей - артисты. Только внучка Настя, ей 19 лет, не пошла по нашим стопам, а учится в МГУ на пиар-менеджера. Все талантливые, я ими горжусь. Мне больше никакие подарки не нужны, только любовь родных и зрителей, конечно. А все остальное есть. У нас с мужем шикарная трехкомнатная квартира на Маяковке в Москве. Причем никто нам ее бесплатно не давал. Продали две другие и купили эту, в хорошем генеральском доме. Рядом дочка, внуки, театр, друзья. Я счастливая женщина и актриса!
- В актерских кругах с некоторых пор вошли в моду пары - пожилой мужчина и его юная поклонница. Не боитесь, что какая-нибудь старлетка уведет вашего супруга?
- Я бы отмутузила любую, кто на моего любимого позарится. Хотя у цыган такого позора нет. Для нас преданность очень важна. Когда моя дочь Ляля в юности снималась в фильме и должна была ноги обнимать одному актеру, она говорила: «Не хочу этого даже в кино делать, пусть папа стоит рядом». Она и мужу своему уже много лет верна.
Обычно у нас, цыган, молодожены сбегают. Так делали и я, и дочка моя, и внук. Это означает начало интимной жизни. Когда девушки теряют невинность, мы говорим, что она «сбежала». И в какой-то степени радуемся. Значит, не будет гигантских трат на огромную свадьбу, а все пройдет скромно, в узком кругу семьи. А когда у нас женятся девственники, должна быть обязательно шикарная свадьба, с большим количеством гостей. В любом случае живем мы в семьях долго и счастливо.
А когда вижу этих старых, уж извините, козлов и рядом молодых дур, то они у меня вызывают только жалость. Мужчины наивно думают, что с юными любовницами или даже женами обретают вторую молодость. Разве не понимают, что им придется напрягаться, а это до инсульта может довести?
Мне очень жалко жену Джигарханяна Татьяну Власову. 40 лет вместе прожили, это не шутка. Я бы на месте Татьяны хорошенько всыпала бы деловой и проворной Виталине (Цымбалюк-Романовской. - Я. Г.) и даже постригла бы ее налысо. Любые связи дедушек с молодухами, на мой взгляд, патология, порнография и безнравственность.
- Ну не скажите. Последней женой недавно скончавшегося Владимира Этуша стала его поклонница Елена, которая на 42 года моложе. Из семьи она его не уводила, а вышла замуж после того, как народный артист овдовел.
- Уважение к старости, конечно, важно. Ухаживала она за ним, горшок выносила - помогала, одним словом, дедушке. Лена, без вопросов, молодец, и Этуш потрясающий. Но о себе-то она совсем забыла! Это разве правильно? Жизнь у каждого одна, и подарить ее нельзя. А примеров, как жить, перед глазами у меня проходило множество. Галя Брежнева, дочка Леонида Ильича, во время ее романа с нашим актером Борисом Буряцэ каждый вечер сидела в театре в первом ряду и наблюдала за ним. Он красавец, намного моложе ее, вот она и влюбилась. Галина всем нам могла помочь, но никому и в голову не приходило что-то у нее просить.
- Что вас сейчас волнует?
- Что у родного театра «Ромэн» нет своего здания. Ему уже почти 90 лет, а до сих пор арендуем помещение у гостиницы «Советская». Богатых спонсоров у нас нет. Только наш худрук Николай Сличенко - великий человек, легенда, за нас горой. Конечно, возраст у него уже солидный (84 года. - Я. Г.), но я рада, что у нас работает много отличных режиссеров. В том числе у моего мужа и внука хорошие постановки.