Вторую жену Этуш увёл у Сталина
В минувшую среду на Новодевичьем кладбище в Москве с воинскими почестями предали земле прах народного артиста России Владимира Этуша. Накануне с ветераном Великой Отечественной войны, актером, снявшимся во множестве фильмов, в том числе таких, как «Приключения Буратино», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», простились в его родном Театре Вахтангова. На этой сцене легендарный «товарищ Саахов», которому Бог отмерил на земле без малого 100 лет, играл на протяжении почти всей сознательной жизни.
Согласно документам, Этуш появился на свет в мае 1923-го, но, как он утверждал в книге «И я там был», на самом деле родился на год раньше. В некоторых семьях тогда прибавляли возраст сыновьям, чтобы, когда придет время идти в армию, мальчик был крепче и мужественнее. Но эта уловка не понадобилась Володе: к началу войны он, студент Щукинского театрального училища, официально оказался совершеннолетним.
И хотя все учащиеся знаменитой Щуки были освобождены от воинской службы, он сначала строил оборонительные рубежи в Подмосковье, а потом записался добровольцем на фронт. В составе стрелкового полка воевал в горах Осетии и Кабарды, освобождал Ростов-на-Дону и Украину. За доблесть и мужество был награжден несколькими орденами, в том числе Красной Звезды. А в 1943-м комиссовался с инвалидностью после тяжелого ранения: однажды собрался перекусить после боя, встал во весь рост спиной к передовой, и в этот момент в поясницу угодила разрывная пуля.
- С фронта я вернулся в училище сразу на четвертый курс, - писал Этуш в мемуарах. - Вскоре мне предложили преподавать на первом курсе в качестве ассистента педагога по мастерству актера. И тут-то я встретил Нинель Мышкову... Я был в то время для нее романтическим героем, испытавшим превратности военного времени, и это нас сблизило. Ева, как она назвала себя сначала, влюбилась в меня. Не могу сказать о себе то же, но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой.
Актриса, которая позже прославилась ролями в фильмах «Дом, в котором я живу» и «Марья-искусница», была дочерью погибшего под Сталинградом генерал-лейтенанта артиллерии Константина Мышкова. После свадьбы она поселила Володю в их с мамой «трешке» на Чистых прудах.
- Основным источником существования для нас в то время был магазин «Военторг», где можно было купить галоши за сорок рублей, которые на рынке стоили восемьсот или даже тысячу рублей, - вспоминал Этуш. - На эту разницу мы и жили.
Причем, по словам Владимира Абрамовича, жили очень хорошо. До тех пор, пока в их дом не зачастил советский композитор итальянского происхождения Антонио Спадавеккиа. Юному Этушу итальянец с русской душой, которому тогда было под сорок, казался стариком. Так что Володя не сразу понял, что Антонио Эммануилович, который написал музыку к нескольким кинофильмам, в том числе к картине, где Мышкова как раз снималась, имеет на нее виды.
Отбил любовницу у «красного принца»
Этуш не мог и мысли допустить, что супруга променяет его, молодого и красивого, на мелодиста.
- Променяла! Прожили мы еще полгода, и наш брак распался, - констатировал наш герой и добавил, что от Спадавеккиа Мышкова тоже вскоре сбежала. К кинооператору Константину Петриченко. - А я обратил свой взор на соученицу и коллегу по театру Елену Давыдовну Измайлову. Леля была в это время в расцвете сил, пользовалась огромным успехом у мужской половины человечества и уже имела ребенка. Мы повернулись лицом друг к другу по сходству судеб - я искал, и она искала чего-то, будучи замужем.
В числе поклонников замужней красавицы Измайловой оказался и сын вождя Василий Сталин. Этуш своим непоколебимым упорством отбил Лелю у «красного принца» и без штампа в паспорте прожил с ней пять лет. Разошлись они из-за «телефонных боев», как шутил актер. В их коммуналку не переставая звонили какие-то мужчины, и жгучая ревность поставила точку в этих отношениях.
А главной женщиной в жизни Этуша стала его вторая жена - Нина Крайнова, преподаватель английского, с которой он познакомился в Баку и прожил 48 лет вплоть до ее смерти. В этом браке в 1955 году появилась единственная дочь актера Раиса, которая потом пошла по его стопам.
Правда, близкий круг Этуша отмечает, что и абсолютно счастливой его семейную жизнь с Крайновой назвать нельзя. Когда их Раечке было около трех лет, Этуш влюбился в собственную студентку - Людмилу Чурсину. Советская Мэрилин Монро, как ее прозвали позже, тогда училась на втором курсе.
- Я сопротивлялся этому, но… сердцу не прикажешь, сдался, - пожимал плечами народный артист. - Я ощутил притягательную близость этой девушки. Она была типичной русской красавицей. С ней это случилось впервые, и я испытал чувство влюбленности в этого великолепного человека, светившегося изнутри благородством и целомудренностью. Каюсь, но не жалею!
Ради Людочки Владимир Абрамович даже собирался бросить семью, но вмешалось руководство Щуки, которое выдвинуло Этушу ультиматум: или роман с Чурсиной, или преподавательская должность. Владимир Абрамович выбрал профессию и семью.
- Мама абсолютно преклонялась перед папой, - рассказала нам Раиса Этуш. - Она же из очень обеспеченной бакинской семьи, но стала отличной хозяйкой, безумно вкусно готовила. До чего ее руки дотрагивались - все в произведение искусства превращалось. Это я сейчас понимаю, а тогда как должное воспринимала. Плюс она была красавицей. Женственная, фигура великолепная, мягкая, деликатная. Словом, уникальная женщина. Мама положила свою жизнь на алтарь супружества и умерла в 2000 году не от онкологии, как писали, а от обширного инсульта.
Скрыл свадьбу
- Для меня смерть мамы стала безумно тяжелой потерей, - продолжает дочь Этуша Раиса. - После этого я год не могла в родном Театре Сатиры играть, где четверть века актрисой отработала. Однажды просто пропал голос во время спектакля. Еле довела его до конца и отправилась лечиться. Но даже в клиниках Большого и Малого театров помочь мне не смогли, и я оставила профессию.
Еще до этого моя подруга Катя Гаркалина, ныне покойная жена актера Валеры Гаркалина, познакомила меня в Москве с американцем Джеймсом. Для этого я с Катей пришла на банкет по случаю закрытия выставки нефтяной и газовой промышленности. Я вышла за него замуж, родила сына, одно время мы жили в Москве по соседству с папой, а 14 лет назад решили уехать жить в США. Сейчас сын там учится на экономиста и подрабатывает официантом, в Америке так принято. А я не работаю.
Папа, когда мы уехали, женился на своей поклоннице Елене. Ей тогда было 38, а ему 80. Но об их свадьбе он даже мне не сказал. У нас тогда были шероховатости в общении.
Когда мамы не стало, я наняла для папы помощницу по хозяйству. До этого она была няней моего сына. Но однажды папа ее пожурил, мол, не очень вкусно готовит. А потом вдруг звоню ему, а на том конце провода отвечает молодой женский голос. Спрашиваю отца: «Кто это?» - «Это Лена Горбунова, она за мной ухаживает». А потом приятель папы удивил: «А ты знаешь, он ведь женился на Лене».
Хотя Елена меня на 9 лет моложе, нам было непросто найти общий язык. Но должна честно сказать: несмотря на мою ревность, она совершенно потрясающе заботилась о папе, свою молодость положила к его ногам. Я хорошо понимала, что он один быть не мог.
Отца я видела за месяц до его ухода. Прилетела, когда он слег в больницу с инфарктом, обняла его и увидела искры радости в его глазах. А потом его выписали домой к Лене. У нее есть потрясающее свойство: она никогда не опускала руки, во всем видела положительные перспективы и вела его по жизни, сколько бы больниц и неудач ни предстояло пройти. Он за ней был как за каменной стеной. До последнего вздоха.
Вопрос наследства у нас не стоит. Папа позаботился об этом - квартиру оставил Лене. Я его понимаю: почти 20 лет вместе, она заслужила.
«Я все помню!»
Режиссер Алексей Кирющенко, поставивший популярные сериалы «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин?» и «Воронины», рассказал:
- Когда я учился в Щукинском училище, Этуш был ректором, а потом стал куратором моего курса. При этом отчислил половину ребят-блатников - чьих-то бесталанных сыновей и внуков. Человек 15 в результате ушли. Меня, кстати, тоже хотел отчислить. Но потом посмотрел мой спектакль «…Чонкин» и решил оставить, переведя на режиссерский факультет. Более того, с его помощью меня взяли в Театр Вахтангова. Потом, когда я ушел из театра, поставил антрепризный спектакль «Адам и Ева». И на главную роль Бога пригласил Владимира Абрамовича. На репетиции я понял свою ошибку - он не делал то, что я хочу, да и память уже стала не та, что сбивало большой градус и ритм спектакля. Задумался: что мне делать? Снять с роли своего мастера, значит, его обидеть. И я решил сказать ему, что спектакль закрывается и его не будет. А на самом деле его роль предложил другому Владимиру Абрамовичу - Долинскому. И так вышло, что на съемках одного фильма они встретились. И Долинский Этушу про наш проект рассказал. В результате Этуш долгие годы со мной не общался. Но лет 10 назад, на юбилее училища, мы помирились. Я подошел к нему, он посмотрел своим коронным взглядом, улыбнулся и сказал: «Я все помню!»