- Мой папа - не алкоголик, - защищает дебошира Даша
Дочери известных 53-летних актеров Ирины Апексимовой и Валерия Николаева Даше 14 марта исполняется 25 лет. Она пошла по стопам родителей - снимается в кино и играет на сцене ведущих московских театров. Но уверяет: чтобы громкие и раскрученные имена папы и мамы не мешали строить карьеру, еще во время учебы взяла псевдоним Авратинская - по фамилии прабабушки. Окончив в 2015 году в Школе-студии МХАТ курс Дмитрия Брусникина, Дарья единственная отказалась участвовать в создании театра «Мастерская Брусникина», в труппу которого в результате вошли все ее однокашники.
Дарья уверяет, что и в средней школе была белой вороной - одноклассники бесконечно к ней цеплялись, травили и доводили до слез, называя «блатной». А знаменитые родители, которые к тому времени развелись, но остались друзьями, изо всех сил старались успокоить единственную дочку, призывая не обращать внимания на завистников и дуралеев.
Поддержать внучку из Одессы приехала бабушка Светлана Яковлевна, мама Апексимовой. Она продала большую квартиру на черноморском побережье и на эти деньги купила крошечную «однушку» в Москве. И все это ради того, чтобы полностью посвятить себя внучке. В 2015-м, когда Даша получила диплом профессиональной артистки, пожилая женщина скончалась.
За несколько месяцев до этого Апексимова заняла кресло директора легендарного Театра на Таганке. Не мудрено, что именно на этой сцене ее Даша стала играть. Причем не перебивалась в массовке, как некоторые, а сразу получила главные роли. Когда партнершей Авратинской по сцене оказалась и сама Ирина Викторовна, по театральной Москве поползли ревнивые слухи - дескать, эти дамочки заставили работать на себя целый театр.
С этой непростой темы я и начала интервью с Дарьей, но прежде чем вы начнете его читать, хочу заметить, что я, дипломированный театральный критик, искренне считаю Авратинскую хорошей актрисой. И уверена, что у нее большое будущее.
- Даша, ваша карьера была предопределена. Но многие коллеги считают вас блатной.
- Почему они так решили? Роли я получаю честно. Родители никогда не отговаривали становиться актрисой, хотя в детстве долго балетом занималась. Я родилась в Нью-Йорке, но там мало прожила. В юности потянуло освоить актерское мастерство на Западе, и хотя я окончила курсы в США, желание получать там высшее образование улетучилось. Поняла, что система Станиславского - не пустой звук. После окончания Школы-студии МХАТ играла большие роли в российских мюзиклах - это тоже великолепная школа. Сейчас у меня много работы и в Театре на Таганке, где директором служит моя мама. Но, поверьте, тут все честно. Не за красивые глаза меня утверждают на роли, а после кастингов.
- Вслед за Станиславским мне хочется крикнуть: «Не верю!» Каждый год театральные вузы столицы выпускают огромное количество красивых и талантливых актрис. Но почему-то только вам удалось пройти кастинги абсолютно во все спектакли Театра на Таганке. Не странно ли?
- Не странно. Положим, на малой сцене я не играю. Да и в спектакле «Вий» на большой - тоже.
- Но во всех остальных играете, да еще как!
- Ну да, у меня звездные родители, и это хорошо. Изменить я ничего не могу и не собираюсь. Повезло мне просто, повезло! Кстати, я не состою в штате Театра на Таганке. По контракту работаю и на других сценах. В том числе в МХТ им. Чехова и Театре Наций. Мне так удобнее. Так совпало, что актрис моего возраста в Театре на Таганке в штате нет, вот я успешно и прохожу кастинги. Но не надо нагнетать, что занимаю чье-то место. С мамой сейчас, например, с удовольствием играю в спектакле «Чайка 73458». Я - Заречная, она - Аркадина. Соперницы то есть. Когда литовский режиссер Дайнюс Казлаускас только собирался его ставить, он, как и положено, устроил просмотр. Не знал, что я дочка Апексимовой. И только заметив наше внешнее сходство, решил этим воспользоваться. На этом теперь весь спектакль построен. На сцене никаких мам и дочек нет. Мы просто актрисы.
- Выходит, ваша мама специально, чтобы не создавать вам конкуренции, не берет в театр молодых актрис! Известно же, что все московские труппы переполнены и начинающим найти место практически невозможно!
- У нас просто нет свободных единиц, все они заняты возрастными артистами. Хотя... Недавно вот Женю Романову взяли и еще нескольких парней. В штате, конечно, все мечтают работать - и стаж идет, и гарантированная зарплата, и много других приятных бонусов. Но если рассматривать конкретно Театр на Таганке, то у нас в труппе намного больше женщин, чем мужчин. И они все ко мне прекрасно относятся.
- Вот я и говорю: мама вам подарила лучшие условия и лучший репертуар. Многие об этом могут только мечтать. Плюс она сама заняла хлебное место директора, не имея экономического образования.
- Послушайте... Раз так вышло, нам что, нужно было отказываться?! Повторяю: повезло. Слышите? Повезло! Я люблю театр, а мама его просто обожает. И пропадает на работе с утра до ночи. У любого режиссера есть возможность прийти и начать сотрудничать с нашим коллективом. Плюс был удачный проект «Лаборатория» для молодых постановщиков и профессионалов из других городов. Разве это плохо? Например, Денис Бокурадзе, который сейчас во многих театрах столицы успешно и много ставит, именно у нас начинал.
По чуть-чуть
- Ходят упорные слухи, что вы - муза другого молодого, модного и, кажется, женатого режиссера Алексея Франдетти. Это так?
- Это у него спросите. Я, конечно, Алексею невероятно благодарна за то, что позвал поработать и в Театр Наций в спектакль «Стиляги», и в МХТ на главную роль в постановке «Гордость и предубеждение». Франдетти и у нас на Таганке ставил «Суини Тодд», где я опять-таки сыграла. А скоро начнутся съемки его дебютного фильма. Там моим партнером станет Сергей Безруков. Рабочее название картины - «Счастье мое».
- При такой загруженности успеваете думать о любви? Замуж, случайно, не собираетесь?
- Нет, не собираюсь. Но, как и все девушки, мечтаю о семье. Пока же на первом месте у меня работа. В нее и влюблена. Конечно, начиная со студенческой скамьи у меня случались бурные романы, захлестывали сильные чувства, но рассказывать об этом пока не готова. Могу лишь отметить, что прежний мой молодой человек был старше меня. Мне вообще нравятся мужчина постарше.
- Это был служебный роман?
- А где еще актерам знакомиться? Они же весь день или в театре, или на съемках. Мои родители в институте познакомились, когда у Олега Табакова на одном курсе учились. Я у них родилась, 12 лет вместе прожили. Мне было шесть, когда они расстались. Хорошо, что смогли остаться друзьями и в сложных ситуациях до сих пор поддерживают друг друга. Лично мне не хотелось бы мужа актера. Мне кажется, мужчины нетворческих профессий для серьезных отношений гораздо больше подходят. Артисты же все эгоисты и влюблены только в себя. Но во всех правилах есть исключения. Кстати, мне легче представить, что потенциальный бойфренд, а потом муж будет ровесником моих родителей.
- Если про многочисленные романы вашего папы после расставания с мамой наслышаны многие, то про личную жизнь Ирины Апексимовой не известно ничего.
- Мама больше замуж так и не вышла, хотя и могла бы. Много-много раз. В ее жизни постоянно была и сейчас есть любовь. Я ее всегда поддерживаю, у меня самая красивая и молодая мама. Не зря на нее мужчины заглядываются. К ее кавалерам, кстати, никогда маму не ревновала.
- Вы с ней подруги?
- Да, мама - мой самый близкий друг. Я живу с ней, и нас обеих это устраивает. Правда, видимся редко - графики не совпадают. Бывает, прихожу домой - она уже спит. Или наоборот. Вот только по поводу своих парней ее советов не слушаю. Раньше пыталась, но ничего хорошего из этого не выходило. Каждый должен сам решать.
- Пьянство, дебоши и скандалы вашего отца часто обсуждались в прессе. Как вы его поддержали?
- Он мой папа, и этим все сказано. Сейчас с ним все хорошо, рядом замечательная жена Эльвира, артистка цирка, у нас с ней прекрасные отношения, она ведь всего лишь на десять лет меня старше. Но, конечно, мы не подруги, а товарищи. Приходит на мои спектакли, выпьем потом по чуть-чуть в кафе - и на этом все. Бывало, я с девушками папы и не успевала толком познакомиться, так быстро они исчезали. А вот с Татьяной Овсиенко хорошо ладила. Что же касается скандалов, то скажу так. Любой человек, и мой папа в том числе, может оступиться. Конечно, расслабляться с помощью алкоголя не очень здорово. Но я не осуждаю тех, кто хочет выпить немного после спектакля. Правда, во всем нужно знать меру. Пьянство - болезнь многих людей. Но мой папа - не алкоголик и раньше не имел с этим проблем. Просто тогда по ряду причин сорвался. Но смог достойно выйти из ситуации.