Как «родители» Козьмы Пруткова народ дурили
Когда в 1864 году - 155 лет назад - журнал «Современник» напечатал короткие, хлесткие сентенции некоего Козьмы Пруткова, никто не заметил подвоха - вымышленный персонаж выглядел абсолютно правдоподобно. Он с таким азартом и вдохновением высмеивал тупых, самодовольных чиновников и вельмож, что моментально стал кумиром прогрессивного читателя.
В мистификацию поверили все. Одним из первых талант Пруткова оценил Федор Достоевский, - ничуть не усомнившись в реальности героя, назвал его «красой нашего времени». Появившийся внезапно, как черт из табакерки, сочинитель поражал плодовитостью - писал, будто за троих. И тут мы зрим в корень, поскольку прекрасно знаем, что под именем Козьмы Пруткова творила целая компания авторов.
«Специалист подобен флюсу: его полнота одностороння»
Считается, что к появлению на литературном поприще колоритного персонажа приложили руку автор «Князя Серебряного» Алексей Константинович Толстой (не путать с иными Толстыми), его двоюродные братья Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы. Однако, как часто бывает, с авторским правом вышла накладка: часть басен сочинил военный и писатель Александр Аммосов. Но он рано умер, и «добрые» товарищи «забыли» упомянуть его имя, когда на Пруткова обрушилась слава.
- Братья Жемчужниковы нечестно поступили, умолчав об Александре Аммосове, который более Алексея Толстого участвовал в их кружке… И был бы жив граф Алексей, он, как человек честный, правдивый, не допустил бы этой передержки, - ворчал в 1884 году поэт-сатирик Петр Шумахер. И он еще не упомянул Петра Ершова - автора знаменитого «Конька-Горбунка»: тот тоже подвизался в создании литературного портфолио фейкового персонажа.
«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»
«Родителям» Пруткова надо отдать должное: об «очеловечивании» своего детища они позаботились немало. Придумали ему достоверную биографию, из которой мы узнали, что…
- ...явился на свет Божий Кузьма, Косьма, со временем трансформировавшийся в Козьму, 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой Сольвычегодского уезда в небогатой дворянской семье. Дядя и отец Пруткова тоже преуспели на ниве литературы и дали Кузе прекрасное домашнее образование.
- ...в 1820 году юноша поступил на службу в гусарский полк, где провел два с небольшим года.
- ...в 1823-м вышел в отставку. Женился и стал отцом шестерых сыновей и четырех дочек.
- ...памятуя свое же наблюдение: «только в государственной службе познаешь истину», определился в министерство финансов, где возглавлял Пробирную палатку и за 40 лет дослужился до чина действительного статского советника.
- ...творить начал ближе к 60. Писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения. «В моих устах спокойная улыбка, В груди - змея!» - скромно презентовал себя Прутков в стихотворении «Мой портрет».
- ...13 января 1863 года сочинитель умер, отдав богу душу прямо в рабочем кабинете.
Для достоверности публике был представлен и литографический портрет героя: всклоченные волосы, мясистый нос, на щеке и лбу по бородавке, на груди - художественно повязанный бант... К созданию изображения, кстати, приложил руку четвертый из Жемчужниковых, Лев Михайлович.
«Продолжать смеяться легче, чем окончить смех»
- Толстой и кузены считали Пруткова одной из забав, которой предавались в молодости. О проделках веселой компании судачил весь Петербург.
- Знакомого провинциала, приехавшего первый раз в Петербург, взялись проводить в баню. А сами привезли в частный дом, где велели раздеваться, уверяя, что сейчас проследуют в парную. Наивный скинул с себя исподнее, после чего в помещение с ужасом вошел хозяин.
- На радость дворовым псам, насмешники рано поутру привязывали к дверным звонкам кусок ветчины. Собаки, подпрыгивая, дергали, трезвоня на весь дом.
- Приезжих, которые искали, где остановиться, отправляли на Пантелеймоновскую, 9: дескать, там всегда снимете угол. Гости имперской столицы топали прямехонько к воротам страшного III Отделения.
- Один из братьев Жемчужниковых ночью в мундире флигель-адъютанта объехал видных городских архитекторов с приказанием явиться утром во дворец. Дескать, Исаакиевский собор провалился. Император Николай Павлович страшно рассержен, и надо что-то делать. Утром перепуганные специалисты потянулись во дворец со своими прожектами - и все как один шли мимо «провалившегося» собора.
- Присутствуя при разговоре двух лиц, спорящих о вреде курения табака, на замечание одного из них «Вот я курю с детства и мне теперь шестьдесят лет», кто-то из наших героев глубокомысленно заметил: «Если бы вы не курили, то вам теперь было бы восемьдесят».
- Узнав из газеты, что кто-то ищет попутчика для поездки за границу, наши затейники подняли путешественника в четыре утра только для того, чтобы с сожалением сообщить, что не могут составить ему компанию.
- Являлись в немецкие булочные с вопросом: «Есть ли у вас хлеб?». Получив удовлетворительный ответ, булки не брали, а принимались поучать: «Ну и благодарите Бога, что есть. А то ведь многие не имеют куска хлеба насущного».
- Практиковали и более изощренные развлечения. Зная, что министр финансов Федор Вронченко имеет привычку гулять по Дворцовой набережной, Александр Жемчужников каждое утро выходил к нему навстречу. Поравнявшись с вельможей, он снимал шляпу и произносил неизменное: «Министр финансов - пружина деятельности». И так в течение месяца, пока взбешенный министр не пожаловался обер-полицмейстеру Петербурга Александру Галахову. Вежливого господина быстро вычислили и под страхом высылки из столицы запретили беспокоить должностное лицо.
- Смутьян переключился на других сановников. Намеренно наступив в театре одному из них на ногу, он в каждый присутственный день являлся к нему с извинениями. В итоге Жемчужникова выгнали чуть ли не взашей. Кстати, этот сюжет лег в основу рассказа Чехова «Смерть чиновника».
Владимир Михайлович Жемчужников (1830 - 1884)
Был одним из директоров Русского общества пароходства и торговли, возглавлял канцелярию Министерства путей сообщения. Ни в одном ведомстве не засиживался из-за суровой честности и принципиальности. В литературе выступал только как Козьма Прутков. Он придумал это-го героя, сочинил его биографию и стал автором или соавтором половины произведений, издал собрание сочинений.
Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)
Граф, поэт, прозаик, драматург. В юности был очень силен, гнул подковы и вилки винтом. Организовывал ополчение в Крымскую войну, вступил в стрелковый полк. Едва не умер от тифа. Влюбился в свою спасительницу Софью Бахметеву. В то время она была замужем, и Толстой смог жениться на ней только через 12 лет: супруг не давал развода. Бахметевой посвящены строки «Средь шумного бала, случайно».
Алексей Михайлович Жемчужников (1821 - 1908)
Поэт, почетный член Петербургской Академии наук, получил звание в числе первых русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. О характере виртуального автора писал так: «Мы одарили Пруткова такими свойствами, которые делали его ненужным для того времени, и беспощадно обобрали такие свойства, которые могли его сделать хоть несколько полезным для своей эпохи».
Александр Михайлович Жемчужников (1826 - 1896)
Писатель, отличался особым литературным озорством. Именно он научил неудачливого «драматурга» Пруткова писать стихи и басни. Опубликовал собственные сочинения за подписью вымышленного персонажа без согласия других авторов, чем вызвал недовольство брата Владимира, выступавшего за целостность псевдонима. Стал родоначальником эстрадного пародийного жанра.
Петр Павлович Ершов (1815 - 1869)
Писатель, драматург, поэт. Автор знаменитой сказки в стихах «Конек-Горбунок». Занимая должность инспектора гимназии, запрещал пороть учеников. С Владимиром Жемчужниковым познакомился, когда тот был в командировке в Тобольской губернии, где жил сказочник. Передал ему несколько куплетов: «Пусть ими воспользуется Козьма Прутков, потому что сам я уже ничего не пишу».
Александр Николаевич Аммосов (1823 - 1866)
Офицер, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего дворца генерал-майора Николая Аммосова. Награжден Андреевским оружием «За храбрость». Служил под командой Константина Данзаса - бывшего секунданта Пушкина, сосланного на Кавказ за недонесение о дуэли. Неистощимый весельчак, придумщик анекдотов. Автор слов романса «Хасбулат удалой».
«Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить»
Умозаключения Пруткова привлекали внимание глубокомыслием, с которым высказывается банальность или пошлая глупость. Козьма потешался над сентенциями как модным литературным жанром - по сути, он писал не афоризмы, а пародии на афоризмы.
- Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
- Одного яйца два раза не высидишь.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Никто не обнимет необъятного.
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Усердие все превозмогает!
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется, вместе с тем, малейшему указанию власти.
- И устрица имеет врагов.
- Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
- Не все стриги, что растет.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Человек раздвоен снизу, а не сверху - для того, что две опоры надежнее одной.
- Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
- Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки.
- Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но легкое занятие.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
Так он же памятник!
Бронзовое изваяние вымышленного литератора украшает проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске. Бюст Пруткова установлен на повороте села Вязовое Липецкой области - в окрестностях когда-то располагалось поместье, где собирались его «родители». В литературном музее в Брянске открыт «Прутковский зал», в котором посетители знакомят с творчеством автора басен и пьес. В честь 200-летия персонажа появилась премия для пародистов «Чугунный Козьма».
Только факт
- Фамилию Прутков его создатели позаимствовали у камердинера, который служил у братьев Жемчужниковых.
Кстати
- Пробные палатки, в одной из которых служил Прутков, действительно существовали: к 1840 году в России насчитывалось 63 таких заведения. Там проверяли драгметаллы на чистоту и ставили всем знакомые «пробы».
Рисунки Валентина Дружинина
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов