«Миледи» теперь общается только с ангелами

С этой сиделкой актриса подолгу гуляла. Фото Руслана Вороного/«Экспресс газета»

Духовник Маргариты Тереховой считает, что тяжёлая болезнь приковала её к кровати для того, чтобы актриса очистилась

В конце прошлого года дети суперзвезды советского кино Маргариты Тереховой решились на телеисповедь. Анна и Александр подробно рассказали о том, что их мама 10 лет страдает болезнью Альцгеймера и находится на последней стадии: не встает с кровати, не разговаривает, не может сама есть. Это была вынужденная мера. Во-первых, дети актрисы устали от сплетен вокруг своей семьи. Во-вторых, им нужны деньги на дорогие лекарства и двух сиделок для матери. Всю семью сегодня содержит Анна, но ее театральной зарплаты недостаточно.

- Люди часто думают, что Альцгеймер - просто потеря памяти. Это так, но не совсем. Меняется все - иначе происходят физиологические процессы, иначе жизнь проходит, - поделилась месяц назад Анна Терехова с православным порталом miloserdie.ru. - Мамин диагноз не стал для меня полной неожиданностью. «Звоночки» звучали задолго до этого. Мы стали замечать, что она, начиная о чем-то рассказывать, внезапно переходит на другую тему. Потом мама начала забывать то, что с ней происходит в настоящем. Мама наотрез отказывалась идти к врачу, сердилась. Она была уверена, что с ней все в порядке. В этом была наша ошибка - надо было настоять. Если бы вовремя начали лечение, значительно отодвинули срок полного угасания.

Анна Терехова - прима в двух московских театрах: в Театре Луны и у Романа Виктюка. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

10 лет назад никто не смог подсказать мне верное направление, информацию я получала постепенно и сама - искала в Интернете, в книгах.

Есть такой автор - Аркадий Эйзлер. Он написал очень важную книгу «Болезнь Альцгемера: диагностика, лечение, уход». Супруга Эйзлера заболела в возрасте 52 лет, и ему пришлось самому погрузиться в эту тему. Благодаря прекрасному уходу и поддержке мужа эта женщина прожила 22 года. Это уникальная книга, для меня она стала настоящим чудом.

Мы с Аркадием познакомились, он много раз предлагал свою помощь, даже посоветовал очень хорошего доктора в Институте психического здоровья. Там есть отделение для больных Альцгеймером, но об этом я тоже узнала не сразу.

Не так давно узнала я и о том, что есть фонд «Альцрус», поддерживающий пациентов и их семьи, но пока что не разбиралась подробно в этом вопросе. Но в настоящее время не существует способов полного излечения болезни Альцгеймера - лишь поддерживающая терапия. Нужно это понимать и смириться. Нам это осознать помогла вера.

Рита с дочкой и сыном в Юрмале, 1982 г. Фото из личного архива

Когда маме поставили диагноз, первая мысль была: я не справлюсь одна, нужна помощница, которая была бы с мамой постоянно. Ведь мама забывала, что купила, и на кухне стоял полный холодильник еды, которая портилась. Я приезжала, регулярно что-то выбрасывала. Боялась за газ, за воду.

С первой сиделкой не сложилось: мама ее не приняла, часто убегала от нее на улице, запиралась в комнате. Вторая маме очень понравилась. Они подолгу гуляли, разговаривали.

Вот уже почти три года мама не встает с постели.

У меня были срывы. Позапрошлым летом попала в больницу. Минувшей осенью я вновь заболела, врачи диагностировали депрессивное состояние. И с этим удалось справиться. Все время помню: нельзя поддаваться унынию - больные это чувствуют. Может быть, они не различают уже черты лица, не понимают смысла слов. Но голос, интонация - все это важно.

Читаю маме стихи, включаю музыку - она иногда ручками поведет, как будто танцует.

Недавно меня спросили: «Почему такая беда случилась с Маргаритой Борисовной? Может, все-таки действительно над артистами Тарковского витает проклятие?» Верующий человек никогда не задастся вопросом: «За что?» Если человеку посылаются испытания, он должен через них пройти достойно. Что касается моей мамочки, то я могу сослаться на слова нашего духовника: «Мама должна очиститься, стать совсем другой, чтобы освободилась ее душа». Мама сейчас как ребеночек, как девочка, и это лучше для ее души. По словам священника, который приходит к маме домой и беседует с ней, «она уже общается с ангелами».


Два папы

Тураев и Гаврилов. Фото: Facebook.com
Александр с женой Татьяной и дочкой Верой. Фото: Facebook.com

Тревожная молодость


Недолгое семейное счастье

Вячеслав Бутенко
Сава Хашимов