Как Эльдар Рязанов над своим учеником в «Гараже» пошутил
Поэтому на преддипломную практику его отправили к Рязанову - на съемки фильма «Служебный роман» (1977 г.). Эльдар Александрович настолько проникся к молодому парню, что позже стал рецензентом его учебного фильма по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где главную роль сыграл сам Олег Табаков. А позже режиссер дал герою Георгия Буркова в «Гараже» имя Виталий Фетисов.
- «Служебный роман» впервые в истории отечественного кино снимали телевизионным способом - тремя камерами одновременно, на очень дорогую пленку «Кодак», - вспоминает Фетисов. - Но из-за того что любой эпизод создавали с одного - а не с четырех-пяти дублей, получалось даже сэкономить. Правда, приходилось подолгу репетировать.
Помните, например, сцену в курилке, когда впервые в картине появляется герой Басилашвили - плут Самохвалов? Басик с Андреем Мягковым и Светланой Немоляевой отточили все до вздоха, до колыхания волоска - все один в один по сценарию.
Раздается команда Рязанова: «Камера, мотор!» И когда Олег Валерианович произносит фразу, что он только что приехал из Швейцарии, Мягков вдруг, вне всяких сценариев, спрашивает: «Ну и как там в Швейцарии?» Вокруг все замерли. А Басик и глазом не моргнув ответил: «Сложно» - и продолжил свой текст. Кроме актерского мастерства, тут сработала его способность мгновенно откликнуться на импровизацию. Конечно, в условиях дефицита времени, пленки и прочего этот финт мог бы дорого обойтись Мягкову, но он был уверен в партнерах.
Несколько вещей, которых не было в сценарии, Эльдар Александрович придумал буквально с лёту. Скажем, он часто поручал мне снимать реакцию сотрудников статистического учреждения, в котором развивалось действие, на происходящее с главными героями. Бежит, к примеру, Мягков по залу, а все на него оборачиваются.
Или как за своим столом работает Бубликов. И однажды, когда артист Петр Щербаков, изображавший начальника отдела общественного питания, сидел в ожидании больших сцен, я его забрал, усадил за стол в углу под лесенкой и попросил сделать вид, будто он что-то пишет. Второй оператор, которого мне выделили, фиксировал все это на камеру.
Я быстро понял, что глупо и скучно показывать, как герой просто что-то кропает. Поскольку мне было мало лет, а в массовке нашлось несколько чудесных девочек, я предложил им пройтись по лестнице рядом со столом Бубликова. Будто бы они сотрудницы, которые ходят с документами. Рязанов, увидев отснятый кадр, за это ухватился и развил. «А действительно, чего мы теряем такую интересную возможность?» - сказал он и придумал целый рефрен, что Бубликов постоянно отвлекается на этих девиц, заглядываясь на их ножки.
А в один из чудесных дней, кажется, 12 октября 1976 года, утром выпал снег. На этот день была назначена съемка в павильоне. Но Рязанов ее отменил и поехал с группой снимать заснеженную, фантастически красивую Москву. Потом на эти кадры наложили песню «У природы нет плохой погоды», придавшую всей картине особое настроение.
Работа с таким мастером была для меня даже не школой, а целым университетом. Хотя ничего специального для меня Эльдар Александрович не делал, не поучал. Мы просто занимались своим делом. Понятно, что начинал я на подхвате - принеси, дотянись, помоги что-то подержать, но и было, что когда приболел второй режиссер, я уже выполнял и его функции. И по ходу работы с Рязановым мы подружились.
Рекламный фильм 1983-го года о фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», созданный на киностудии «Мосфильм» автором-режиссёром Виталием Фетисовым:
Поэтому подарком в фильме «Гараж» героя Георгия Буркова зовут, как меня. В режиссерском сценарии, который Рязанов с хитроватой улыбкой мне подарил, я увидел фразу - «Тут встал высокий, худой Виталий Фетисов и сказал: «А я за машину Родину продал!». Я рассмеялся и поблагодарил Эльдара Александровича за это. Правда, общего с героем у меня оказалось только имя и фамилия: машины-то никогда не было. А вот «безбашенность» в те годы фразы про то, что «родину продал», я расценил как отсыл к моему дипломному фильму - экранизации одной из глав «Мастера и Маргариты». Рецензентом картины согласился стать Эльдар Александрович и в первой же фразе в отзыве он написал: «Безусловно, Виталий Фетисов - человек отважный. Он не побоялся еще на студенческой скамье замахнуться на самого Михаила Булгакова…»