Когда на больного народного артиста ополчились коллеги, он грустно бродил по улицам, что-то бормоча себе под нос
«Актер, писатель, режиссер, чтец, поэт, мистификатор, муж, отец, дед, а еще человек, который кормил бездомных кошек и собак». Так после похорон Сергея Юрского, скончавшегося из-за острой сердечной недостаточности на 84-м году, в разговоре с «Экспресс газетой» охарактеризовал покойного его друг - тоже народный артист Александр Филиппенко.
- Я никогда не задумывался, могу ли я позвонить Юрскому - несмотря на раннее или позднее время, просто брал и звонил, - эмоционально воскликнул Филиппенко. - Сейчас совсем мало осталось людей, с кем я могу посоветоваться. А у него в любой момент можно было узнать, как жить дальше. После похорон я полез в Интернет и стал читать все его интервью. Одно даже распечатал. Там есть очень точные фразы. Вот например: «Нынешнее время ничего общего не имеет с тем нашим временем, но жить надо сейчас. Что же будет дальше? Дальше - тишина». Мне эти мысли очень близки. Я интересовался семьей Сергея Юрьевича - его нынешней женой Наташей Теняковой, их дочкой Дарьей, тоже актрисой, внуками, которых Юрский обожал. Я не могу смириться, что его больше нет. Все мы видели его ответственность перед зрителями, близкими и теперь не сдерживаем слез.
Видимость образцовой семьи
Сергей Юрский родился в Ленинграде в 1935-м в семье музыкального педагога Евгении Романовой и артиста пантомимы Юрия Жихарева, в юности взявшего псевдоним Юрский.
Позже отец Сережи стал режиссером, а затем худруком Ленинградского цирка. В годы войны возглавлял Объединение советских цирков. В эвакуации семья Юрских жила в маленькой комнатке в Цирке на Цветном бульваре в Москве, по соседству со знаменитым клоуном Карандашом. Но даже после тесного общения со многими звездами арены династию наш герой не продолжил и стал артистом театра и кино.
Его первой глубокой любовью стала коллега по Ленинградскому Большому драматическому театру Зинаида Шарко. В БДТ Сергей пришел молодым актером, а Зинаида Максимовна, которая оказалась старше его на восемь лет, уже была звездой. Их роман вспыхнул во время репетиции пьесы «В поисках радости». Как вспоминал сын Шарко Иван от ее первого брака с режиссером Игорем Владимировым, мама тогда уже ушла от его отца, который ей постоянно изменял.
Вскоре Владимиров женился на актрисе из их же театра Алисе Фрейндлих, а Шарко, которую в трупе за глаза называли некрасивой красавицей, стала жить с Сергеем.
- Мама с Юрским обменяли нашу двухкомнатную квартиру и его комнату на «трешку» на улице Бассейной. Сделали ремонт, Юрский только-только снялся в фильме «Человек ниоткуда», на его гонорар купили румынский гарнитур. И мы зажили. Нормально, как все, - рассказывал сын Зинаиды Максимовны.
Молодой отчим быстро наладил отношения с мальчиком: делал с ним уроки, пробовал учить французскому, который сам знал неплохо. Но их урокам мешала постоянная занятость актера. Он то играл на сцене, то снимался в кино - после премьеры «Республики ШКИД» его пригласили на роль Остапа Бендера в «Золотом теленке».
Шарко тоже строила карьеру, хотя и старалась поддерживать видимость их образцовой семьи. Но однажды, когда 12-летний Ваня вернулся домой, он обнаружил, что дядя Сережа внезапно съехал, оставив в шкафу все свои вещи.
Причина оказалась стара как мир: Юрский полюбил другую - главную женщину своей жизни, актрису Наталью Тенякову, с которой позже на пару сыграл в комедии «Любовь и голуби». Тогда Тенякова была замужем за режиссером Львом Додиным, ее однокурсником по ЛГИТМиКу.
- Треугольники не в моем характере, - вспоминала Наталья Максимовна. - Когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно призналась Леве: «Прости, но я влюбилась». Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?» Я ответила: «В Сергея Юрского». Лева облегченно вздохнул: «Слава богу! Ты б еще влюбилась в Иисуса Христа!»
Едва ли не святым Юрского в его окружении считали и потому, что не меньше, чем о женщинах (а иногда даже больше), он заботился о животных - домашних и бродячих.
Спасение кота Антона
- С Юрским мы познакомились в начале 70-х годов в Таллине, - рассказал нам актер Александр Голобородько. - Я тогда снимался в Эстонии в «Последней реликвии», а Сергей Юрьевич приехал туда по делам. Он всегда был несколько рассеянным, и немудрено, что, увидев меня, спутал с коллегой. Начал живо расспрашивать: «А ты чего здесь делаешь?» Я его остановил: «Сергей Юрьевич, не волнуйтесь, я тоже актер, но не Ефим Копелян». По случаю внезапного знакомства решил его угостить чем-то экзотическим и позвал в варьете. Мы с ребятами из моей съемочной группы как раз туда собирались. Юрский согласился составить компанию. Нам выделили хороший столик, но на танцующих девушек особенно он и не смотрел. В результате мы с ним получили приз от заведения - бутылку вина, как самые скучные гости. Потому что только о работе весь вечер и говорили.
По словам Голобородько, спустя годы, в 1985-м, они снова встретились с Юрским. Только уже в Москве, в Театре им. Моссовета, где оба стали работать.
- Он перешел туда из питерского БДТ, переехав с женой Натальей в столицу, а я пришел из Малого театра. И быстро узнал, что Сергей Юрьевич - страстный поклонник кошек. У меня как раз жил кот Антон, который неожиданно заболел мочекаменной болезнью. Тогда достать лекарства для животных было крайне проблематично. С таблетками для людей и то возникали серьезные трудности. В общем, ветеринары мне сказали, что Антон не жилец. Я страшно расстроился, а Сергей Юрьевич, узнав об этом, начал меня подбадривать. Мол, вот увидишь, все образуется. И уже через несколько дней привез мне из Франции лекарства для кота и еще огромную упаковку диетической пищи для животного. У Юрского в Париже были концерты, и он решил потратить почти все свои суточные на спасение моего мяуки. Я часто вспоминаю об этом эпизоде и мысленно благодарю его.
- Придя на работу в наш театр, Юрский как режиссер стал ставить спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» на Фаину Раневскую. Это оказалась ее последняя роль, - вспоминает актер Евгений Стеблов. - Я играл в этой работе на пару с женой Сергея - Наташей Теняковой. Их семью хорошо у нас в театре приняли. Это сейчас кругом суперзвезды, а для великих актеров той эпохи этот термин звучал неприлично. Потом Наташу Олег Ефремов во МХАТ пригласил, и она ушла работать туда.
А ситуация в Театре Моссовета со временем, по словам актеров, стала катиться под откос.
Все обострилось, когда в 2016 году умер худрук Павел Хомский.
- И тогда во главе театра стала режиссерская коллегия из трех человек - Андрон Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский, - рассказывал в недавнем интервью «Экспресс газете» Александр Яцко. - После этого у нас слабенькие спектакли выходят. Юрский, например, поставил пьесу Reception, где сам же сыграл главную роль. Но лучше бы он этого не делал. Это просто позор! И его личный, и театра.
Последние слова
Евгений Стеблов с резкими суждениями коллеги не согласен.
- Я слышал разговоры, что на последних спектаклях Сергея Юрьевича было скучно. Но так это или нет, не мне решать, а директору труппы. Да и не хотела она обижать большого артиста. Не секрет же, что у любого художника разные этапы бывают - и взлеты, и более умеренные периоды. Юрский был многомерным человеком. Я знал, что он болел, но на любые расспросы отвечал: «Я чувствую себя лучше всех». Да, у него был диабет, а в прошлом декабре он с рожистым воспалением в больницу лег. Но никто из нас не ожидал, что он так быстро уйдет из жизни.
- Фальши в Сергее не было, - вторит Стеблову сценарист Аркадий Инин. - Ну да, после антракта с его спектакля Reception уходили некоторые зрители. А разве с фильмов Тарковского не уходили? Просто не все мы доросли до таких больших вершин… Что же касается общего состояния моего приятеля, то у Юрского не так давно болезнь - рожа - началась. Практически от нее он вроде бы и умер. Страшную штуку сыграл и его инсулинозависимый диабет. Вот сердце и не выдержало. Последними словами в его жизни было имя жены - «Наташа». И… конец фильма…
- Я жил по соседству с Юрским и Теняковой, - рассказал телепродюсер Никита Евган, который снял о Сергее Юрьевиче документальный фильм. - Он всегда ходил, никого не замечая вокруг, что-то бормоча себе под нос. На людей со стороны производил впечатление городского сумасшедшего. Но он актер и так учил роли… Я видел, как тяжело горбился, наверное, что-то предчувствовал, и в последнее время часто ходил в церковь рядом с нашим домом. Причем не один, а вместе с младшим внуком. Не так давно в магазине я покупал вино на юбилей мамы. Он вошел, а у меня в тележке бутылок 15 стоят. «Неужели вы все это выпьете?» - поинтересовался Юрский. «Конечно, но только если вместе с вами, Сергей Юрьевич! Заходите в гости!» - пригласил я. «Нет, это мне много», - грустно ответил он, взял маленькую бутылку водочки и побрел домой. Я его окликнул и спросил: «Как вы себя чувствуете?» - «Сегодня я еще совместим с жизнью», - грустно заметил мастер. А вскоре пришла новость, что его не стало.
Кстати
- Юрский писал пьесы под псевдонимом Вацетис, но даже самым близким друзьям не сознавался, что это он. Говорил: «Вот Вацетис прислал деньги на банкет после премьеры, давайте выпьем». И все с удовольствием поднимали рюмки за здоровье мифического драматурга.