Трагические судьбы актёров комедии «Семь стариков и одна девушка»
В прошлом году репортеры «Экспресс газеты» решили к юбилеям выхода на экраны легендарных фильмов , которые в них снялись. И посетили немало звездных захоронений. Сейчас в качестве продолжения этой традиции мы отправились на кладбища, где упокоились артисты из нестареющего телефильма «Семь стариков и одна девушка». Премьера комедии состоялась ровно 50 лет назад.
Светлана Савелова (1942 - 1999)
- Прах покоится в колумбарии Николо-Архангельского кладбища.
- Роль: тренер Елена Петровна.
- Крылатая фраза героини: «Болезнь - ваше нормальное состояние!»
Красавица мелькнула лишь в шести фильмах, и хотя на момент съемок в «Семи стариках…» ей было всего 26, эта работа оказалась ее последней ролью на экране. Зато поклонники с удовольствием ходили на спектакли с участием Савеловой в московский театр «Ленком», где она играла почти до конца дней, но с каждый годом все меньше и меньше.
Творческая жизнь актрисы пошла наперекосяк из-за не складывающейся личной. Студенческий брак с будущим режиссером Геннадием Байсаком распался через год. Роман Светланы с начинающим коллегой Николаем Караченцовым разрушила его строгая мать. Савелова не смогла построить длительные отношения ни с Александром Збруевым, ни с другим артистом Сергеем Миловановым. Под влиянием последнего пристрастилась к спиртному. Потом стала жить с разведенным офицером-ракетчиком. Каждый день в хмельном угаре они страшно ругались, даже дрались, а потом бурно мирились в постели. В результате в сорок лет Савелова забеременела, но родила мертвого мальчика. Она тяжело переживала трагедию и еще крепче стала выпивать.
В 1999-м тело 57-летней актрисы на третий день после кончины нашли в ее квартире на окраине Москвы. Вскрытие показало, что причиной смерти стала острая алкогольная интоксикация. Похороны, кремацию и место в колумбарии оплатил «Ленком». Актрису провожали в последний путь в платье из реквизита костюмерного цеха. Сожитель Савеловой на траурную церемонию не пришел.
Борис Чирков (1901 - 1982)
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
- Роль: чиновник Яковлев.
- Крылатая фраза героя: «Елена Петровна, а в городки играть будем?»
В середине 1950-х Чирков частично потерял зрение. «У меня перестал видеть левый глаз, - писал народный артист СССР в дневнике. - Внешне не заметно, но трудно ориентироваться. Никому не говорю. Зачем? Кто поможет?». Закончилось тем, что Борис Петрович отважился на операцию, и вместо глаза у него появился стеклянный протез. По этому поводу Чирков переживал куда больше, чем из-за своих четырех инфарктов. Но до последнего играл на сцене родного Театра им. Гоголя.
27 мая 1982-го после спектакля «Птички» директор завода вручил актеру чеканку с изображением русского витязя и надписью: «Во славу русского искусства. Борису Чиркову». Растроганный подарком, мэтр повесил его в прихожей своей квартиры, в надежде на то, что чеканка, которую, к слову, изготовил неизлечимо больной рабочий, будет приносить ему удачу. И на следующее утро отправился на заседание комиссии по Ленинским премиям. Но домой Борис Петрович больше не вернулся: умер в реанимационной машине, которая увезла его из Свердловского зала Кремля. После церемонии ему резко сделалось плохо.
Борис Новиков (1925 - 1997)
- Похоронен на Даниловском кладбище.
- Роль: сантехник Бубнов.
- Крылатая фраза героя: «И я, и мои товарищи по спорту гневно клеймим позором и нехорошими словами нашего бывшего товарища»
После развала СССР яркий представитель старой актерской гвардии стал сильно страдать из-за невостребованности. На этом фоне у него обострился сахарный диабет, из-за которого еще в 1972 году Борис Кузьмич перестал играть на сцене и полностью переключился на кино. В последние четыре года жизни его почти не приглашали сниматься, а он отчаянно надеялся на чудо и каждый день просыпался с мыслью, что именно сегодня раздастся звонок со студии. В результате не выдержал - стал прикладываться к бутылке. Хотя мизерной пенсии едва хватало, чтобы сводить концы с концами.
О бедственном положении Новикова узнал Леонид Ярмольник. Он стал ежемесячно присылать коллеге по $200. Так продолжалось вплоть до самой смерти актера в 1999 году. Вдова Новикова Надежда Антоновна хоронила мужа практически одна. Пришли только три стареньких родственника. Когда из машины нужно было выносить гроб, не нашлось четвертого человека, чтобы его поддержать. И тогда пенсионерка сама решила в последний раз подставить плечо любимому супругу.
Спустя 9 лет не стало и ее. Оставшегося в одиночестве сына пары Сергея, который, несмотря на душевное расстройство, унаследовал квартиру родителей в легендарном доме на Котельнической набережной, тут же взяли в оборот «черные риэлторы». В результате престижная «двушка» стоимостью почти $1 млн. перешла в собственность негодяев, а Сергея вывезли в развалюху в Тверской области. Путем невероятных усилий и при поддержке журналистов «Экспресс газеты» друзьям и коллегам Бориса Новикова удалось отвоевать жилье наследника известного актера. Пройдя длительное лечение, сын Бориса Новикова вернулся домой. За ним присматривает сиделка.
Николай Парфенов (1912 - 1999)
- Прах актера захоронен на Химкинском кладбище.
- Роль: начальник Горкомхоза Сухов.
- Крылатая фраза: «А я б вообще не принимал бы девчонок в институт! Им бы только… замуж!»
В последние годы жизни Парфенова сильно подводила память. Он мог выйти на прогулку и, забыв, где его дом, долго бродить по району. Ситуация обострилась, когда в мир иной ушла жена Николая Ивановича. Лариса Алексеевна, с которой актер прожил 47 лет, в последние годы серьезно болела. Перед смертью она втайне от мужа прописала в их квартире свою внучку (наследницу дочери от первого брака). Но из-за этого актера, оставшегося без должного ухода и часто бессмысленно разгуливающего по округе в меховой шапке и грязной одежде, не смогли отправить в дом престарелых. Туда брали только тех, кто отдавал свою квартиру государству.
За несчастным стариком стала ухаживать его сестра Антонина Ивановна. Именно ее за пару минут до смерти не верующий и никогда не посещающий церковь актер неожиданно попросил: «Перекрести меня!»
На похороны Николая Ивановича никто из коллег не пришел. Сестра кремировала его тело, но несколько месяцев не решалась захоронить прах. Объясняла это тем, что надеялась: кто-то из старых товарищей покойного опомнится и захочет с ним попрощаться. Но желающих так и не нашлось. Антонина Ивановна захоронила урну в семейной могиле Парфеновых, где покоились три их сестры. И через семь лет там же сама обрела последний приют.
Алексей Смирнов (1920 - 1979)
- Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.
- Роль: оперный певец Масленников.
- Крылатая фраза героя: «Господи! Что мы ей сделали - гоняет до смертоубийства!»
Когда грянула Великая Отечественная, Смирнов вместе с младшим братом Аркадием ушел на фронт. Аркадий погиб. А Алексей прошел путь от рядового до лейтенанта и за подвиги был награжден орденами и медалями. В одном из боев Смирнов был сильно контужен и получил ранение половых органов. С войны будущий актер вернулся с мыслью, что никогда не сможет завести детей. Плюс он всегда сильно комплектовал по поводу своей внешности. И до конца жизни так и не женился.
Актер ютился с мамой в крошечной комнатке коммуналки. А когда та умерла, Смирнов начал вести себя странно. Например, вместо засушенных жуков и скорпионов, которых коллекционировал, стал собирать трупики домашних тараканов и заспиртовывал крыс, пойманных в подъезде. Подбирал и приводил в дом бездомных собак и кошек. А еще крепко выпивал в компании соседей-алкоголиков. Вдобавок у Смирнова начались серьезные проблемы со здоровьем: сильно отекли ноги, из-за чего он не мог нормально спать.
В октябре 1978 года у Алексея Макаровича случился сердечный приступ, после которого ленинградская больница, гуда его госпитализировали, стала для него вторым домом. 25 марта 1979 года навестить Смирнова приехал его близкий друг Леонид Быков. Именитый режиссер и актер провел у постели больного два часа и на прощание, похлопав по плечу, произнес: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Быков погиб в автокатастрофе. Страшную новость от Смирнова утаили. Но спустя месяц он все-таки узнал о смерти друга и через два дня скончался сам. Под его койкой нашли пустую бутылку из-под водки - пить ему было категорически запрещено.
Александр Бениаминов (1903 - 1991)
- Похоронен на еврейском кладбище Маунт Хеброн в Нью-Йорке.
- Роль: инкассатор Анисов.
- Крылатая фраза героя: «У меня работа нервная. Я деньги вожу. Большие деньги!»
С первых дней Великой Отечественной войны актер организовал и возглавил Театр миниатюр и гастролировал с ним по Ленинградскому фронту, выступая перед бойцами. После Победы стал много сниматься, но в основном в эпизодах.
В 1978-м эмигрировал в США. Позже свое решение навсегда покинуть Советский Союз Бениаминов объяснял тем, быть диссидентом у него уже не хватало сил, а терпеть то, что происходило в стране и искусстве, для него было невыносимо.
В начале 80-х вместе с коллегой-эмигрантом Григорием Гуревичем взялся за постановку «Двенадцатой ночи» Шекспира в пантомиме. Но когда спектакль был почти готов, на тогдашнего американского президента Рональда Рейгана было совершено покушение. Бениаминова настолько впечатлило это событие, что у него случился инфаркт. Болел артист долго, а оправившись, смог вернуться к работе. В 1983-м вместе с перебежчиком Савелием Крамаровым снялся в оскорбительной для жителей СССР голливудской комедии «Москва на Гудзоне», где главную роль исполнил Робин Уильямс.
Последний год жизни Бениаминов корпел над мемуарами, лепил скульптуры, посещал библиотеку и работал над образом короля Лира в театральной постановке. 21 февраля 1991-го у Александра Давыдовича резко ухудшилось самочувствие, температура поднялась до 40 градусов. Врачи поставили ему диагноз «воспаление легких».
Верная супруга Бениаминова Светлана не отходила от больного мужа почти месяц. «22 марта, в 7.30 утра, Александр Давидович был в полном сознании, - с горечью вспоминала жена артиста. - Ему помогли умыться и подали завтрак. Съев две ложечки рисовой домашней каши, он потянулся ко мне, будто для поцелуя. Я его поцеловала. Он три раза тяжело вздохнул, как бы захлебнулся воздухом - и все...»
Евгений Весник (1923 - 2009)
- Прах покоится на Троекуровском кладбище
- Роль: директор спорткомплекса
Народный артист СССР ушел из жизни в больнице, где оказался после инсульта. Евгений Яковлевич умер, держа за руку свою четвертую жену, Сусанну (Нонну) Гавриловну, с которой прожил больше 40 лет. Согласно последней воле Весника, отпевать его не стали. Как утверждает старший сын артиста от второго брака Евгений, отец хотел, чтобы его прах развеяли над Москвой-рекой, но последнюю волю актера нарушили.
Помянем
- У Анатолия Обухова, сыгравшего мрачного амбала, который весь фильм произносил лишь одну фразу «Я Гриша!», было больное сердце. Осенью 1994-го он возвращался домой на метро после репетиции в театре «Содружество актеров Таганки». Вдруг у Обухова случился очередной приступ. Он рухнул на пол в вестибюле станции «Таганская» и пролежал там час. Пассажиры равнодушно проходили мимо, принимая его за пьяного. Скорую вызвал один из коллег 59-летнего Анатолия, спустившийся в подземку. Но было уже поздно. Похоронили Обухова на Перовском кладбище.
- К собственному 90-летию Георгий Тусузов, исполнивший роль профессора Мурашко, подсчитал, что за долгую жизнь успел создать и воплотить на сцене родного Театра сатиры 2847 маленьких и больших образов. На вопрос, в чем секрет его долголетия, актер отвечал: «Я никогда не занимался спортом, не ел домашнюю пищу и не был официально женат!» В 1986 году 95-летнего Тусузова, у которого отказали ноги и пропала память, поместили в Дом ветеранов сцены, где вскоре он и скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище.