Полвека назад на «Таллинфильме» началась работа над фильмом «Последняя реликвия». Главные роли исполнили латвийская актриса Ингрида Андриня и Александр Голобородько
Остросюжетная экранизация романа Эдуарда Борнхёэ «Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты» рассказывала об эдаком эстонском Робин Гуде по имени Габриэль и племяннице настоятельницы женского монастыря - юной Агнес, которую тетушка мечтает выдать замуж за старика Рисбитера. Однако случай свел Габриэля с Агнес в лесу, и они полюбили друг друга.
О работе над картиной и судьбе партнерши Ингриды, скончавшейся в 2015 году, корреспонденту Ирине Смирновой специально для этого выпуска рассказал народный артист России, 80-летний Александр Голобородько.
- 50 лет назад я служил в Симферопольском театре, - припомнил Сан Саныч. - В кино на тот момент у меня были только две небольшие роли - в «Туманности Андромеды» и в киноповести «Нейтральные воды». И один эстонский кинохудожник, который приехал в Симферополь искать актрису для очередной картины, посмотрев спектакль с моим участием, вдруг предложил: «Не хочешь поехать за госсчет в Таллин попробоваться на роль? Мы снимаем фильм о длинноволосых».
«Почему бы не посмотреть Прибалтику?» - подумал я и поехал. Эстония мне тогда показалась совершенно западным миром, где все говорили с красивым акцентом.
Потом я понял, что художник навязал меня на пробы на отрицательную роль. Но ее я играть наотрез отказался и нагло заявил: «А вот главную я, пожалуй, сыграю». Тогда и представить не мог, что мой персонаж для эстонцев - национальный герой. Они в школе изучали книгу, по которой была снята картина.
С работой, считаю, справился хорошо. В кадре нужно было скакать на лошади, драться на всех видах оружия. Я это умел плюс самбо занимался.
Редактором этого фильма был будущий первый президент Эстонии Леннарт Мери, а одним из заместителей директоров картины - будущий премьер-министр, фамилию которого уже и не вспомню. В русской версии фильма вокальные партии исполнил Георг Отс, а в эстонской - Пеэтер Тоома.
Что же касается моей партнерши, то Ингрида Андриня была очаровательной актрисой, на шесть лет меня моложе. Увы, ее уже три года как нет на этом свете. Я случайно узнал о смерти партнерши, мы же совсем после съемок не общались. А последний раз виделись 17 лет назад в Эстонии, когда картину решили выпустить в повторный прокат. Собрали всех актеров, на мероприятии присутствовал президент, а накануне нас провезли по местам съемок и устроили прогулку по Таллину.
Мы с Ингридой с улыбками вспоминали, как около года с небольшими перерывами провели на площадке фильма. Меня каждый раз с трудом из театра отпускали в Эстонию, я же был ведущим артистом. Но самым запоминающимся стало то, что у меня тогда дочка Оксана родилась.
Во время нашей последней встречи с Ингридой я обратил внимание, что она дико похудела, лицо вытянулось. «Наверное, онкология», - мелькнула шальная мысль. Но спросить постеснялся.
Нам на съемках приписывали роман, но его не было. Так получилось, виноват, она же была симпатичной, наивной. С удовольствием вспоминаю, как снимали эротическую сцену. Голенькая Ингрида сидела на берегу реки, я стоял в отдалении от нее. Наши герои всего лишь сушили одежду...
Фильм получил первую категорию, и за год проката его посмотрели почти 45 миллионов зрителей. Моя карьера пошла в гору. А в Эстонии выпустили спиртные напитки - аперитив «Агнес» (25-градусный яблочный бренди с полынью и миндалем. - И. С.) и ликер «Габриэль» (брутальная 45-градусная настойка с черным перцем и мятой. - И. С.). На этикетках красовались наши с Игридой нарисованные лица. До сих пор в Эстонии этот алкоголь пользуется спросом, туристы покупают его на память о стране. У меня в баре имеется одна бутылочка. Глядя на нее, я отхлебываю глоток и вспоминаю дни былые. Пусть земля будет Ингриде пухом!