Последняя мистификация Архипа Куинджи
В воскресенье вечером из Третьяковской галереи в Москве неизвестный украл картину Архипа КУИНДЖИ «Ай-Петри. Крым». Действовал в точности по сценарию рязановских «Стариков-разбойников»: под видом музейного работника снял со стены небольшое полотно (его размер 39 на 53 см), вынул из рамы и был таков – сигнализация не сработала. Говорят, похитители подъехали к зданию в Лаврушенском переулке на белом «мерсе» - и на нем же, вероятно, увезли раритет, стоимость которого оценивается в $ 1 миллион. Кстати, случилось ЧП в день рождения художника – Куинджи появился на свет 27 января 1842 года.
На злополучной выставке я была недели три назад. Еще тогда подумала: ходят толпы людей с этажа на этаж, тетеньки за столиком вяло проверяют билетики, пройти без них – нечего делать. В залах не протолкнуться. Особенно запомнился один – спрятанный где-то в глубине, темный и никаких тебе смотрительниц-божьих одуванчиков. Мальчишке лет десяти стало плохо – видимо, что-то с психикой, и он слишком разволновался и стал кричать. Мама и бабушка успокаивали его на стульчике. И никто из персонала к ним не подошел.
В общем, то что, случилось, неудивительно. Но картину жалко – она словно испарилась. Когда-то необычно «подсвеченные» полотна Куинджи называли мистическими и пытались разгадать их секрет. У «Ай-Петри» тоже появилась своя тайна. Эту картину привезли из Русского музея в Санкт-Петербурге специально для московской выставки Куинджи, которая должна продлиться до 17 февраля. Точно не известно, когда Архип Иванович создал «Ай-Петри» - на картине обозначен период с 1898 по 1908 годы. Это было время, когда художник возвращался к ученикам и поклонникам из добровольного затворничества, затянувшегося почти на тридцать лет. Куинджи никогда не писал с натуры – считал, что только то, что запало в душу, может быть достоверно отображено на холсте. Глядя на «Ай-Петри», ощущаешь, как от каменной стены веет холодом. А над горной вершиной, там, где ярко синеет небо, словно куражится леденящий ветер.
Крым – любовь художника с ранних лет. В юности он поехал туда, чтобы взять уроки у великого художника-мариниста Ивана Айвазовского. Тот, усмехнувшись, предложил вихрастому пареньку растолочь краски и покрасить забор. Много позже Архип Иванович купил в Крыму участок, где построил собственный рай: на участке в 270 гектаров с женой Верой они жили буквально в шалаше. В шести квадратных щитах были прорезаны дверь и окно, а верхний щит – крышу - ночью поднимали на шарнирах. Находиться на полуострове и не писать тамошние красоты было невозможно. Но с Крымом связано и неприятное: именно здесь в 1910-м живописец подхватил воспаление легких, которое подорвало его силы.
Архипа Ивановича Куинджи – «певца света», русского импрессиониста – друзья вспоминали очень чутким и скромным. Не самый приятный повод вспомнить о самых ярких моментах жизни гения, но раз уж он представился, с удовольствием им воспользуемся.
Носил «говорящую фамилию»
Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Отца мальчика звали Еменджи - «трудовой человек». А дед был ювелиром и носил прозвище Куинджи. Так записали и внука.
Родители Архипа умерли рано, и он воспитывался у дяди с тетей. Пас гусей, собирал высохший навоз, подрабатывал на постройке церкви, служил у хлеботорговца. Рос крепким и ловким и мог накостылять любому, однако вставлял тем, кто мучил собак и кошек и несправедливо кого-то обижал. Позже, получив известность, он раздавал нуждающимся деньги без счета, объясняя это просто: «С детства привык, что я сильнее и помогать должен».
Участвовал в обороне Севастополя
Подростком нанялся ретушером в первую в городе фотомастерскую. А во время Крымской войны в числе греческих добровольцев даже поучаствовал в обороне Севастополя. В это время он сам научился снимать. Особенно интересно было изображать облачное небо через цветные стекла – светофильтры, где белые облака выглядели ярко на фоне туч. Архип пытался открыть фотомастерскую, но дело не пошло.
Поклялся будущему тестю разбогатеть
В отличие от многих представителей богемы, у Куинджи не было витиеватых отношений и несчастной любви. Его любовь была счастливой и прямолинейной - если бы не препятствия, которые чинила ему его бедность. В 17 лет в родном городе он встретил Веру Кетчерджи – девушка тоже была гречанкой. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся темные волосы, легкие темные брови», – так описывают ее биографы Куинджи. Но отец девушки, купец Елевферий Кетчерджи, не мог допустить и мысли, что Верочка выйдет за бедного ретушера. Перед юношей было поставлено условие: разбогатеть. Искать лучшей доли он отправился в Санкт-Петербург. Первой мыслью было – добыть денег, а уж к этому желанию добавлялось стремление стать художником.
Обе попытки поступить в Академию художеств провалились. Но во второй раз, когда Куинджи отчаялся попасть в студенты, его зачислили вольнослушателем.
Женился Куинджи только в 1875-м, уже присоединившись к «Товариществу передвижников» и став известным, - Вера ждала избранника 17 лет. Картины хорошо продавались, появились деньги. Во Франции Архип Иванович заказал свадебный фрак с цилиндром и предстал в таком виде перед отцом невесты. Тот все еще колебался, но Вера заявила, что сбежит в монастырь, если батюшка будет противиться браку, и тот сдался.
Чуть не утонул в свадебном путешествии
В свадебное путешествие Куинджи поехали на Валаам – и чуть не разбились во время шторма. Всю ночь их суденышко швыряло по волнам, а утром оно налетело на скалу и разбилось. В шлюпках люди чудом доплыли до бухты. Молодожены не раз возвращались сюда - помолиться. А художник создал серию картин и рисунков, посвященных суровой красоте северной природы.
Уничтожал подделки
В 1880-м состоялась выставка одной картины – «Лунная ночь на Днепре», которая ошеломила публику. Всех дико возбуждал фокус с луной – почему она светится?! Чтобы взглянуть на чудо, люди стояли в очереди часами.
Разумеется, подсуетились и торгаши. Они наловчились выдавать дешевую мазню за шедевры известного мастера. Однажды Куинджи увидел в магазине крохотный пейзаж в тяжелой золотой раме, который продавался за безумные 700 рублей. Продавец, не узнав художника, уверял в подлинности полотна, но Архип Иванович чуть не сбил мошенника с ног и заставил прохиндея уничтожить подделку.
Прооперировал голубя
Около 30 лет Куинджи не выставлялся и не показывал работы никому, кроме жены Веры. С чем было связано добровольное затворничество, никто доподлинно так и не установил. Все это время мастер не сидел сложа руки – им создано более тысячи работ. Часто трудился прямо на крыше дома, купленного им на Васильевском острове, – с нее открывался чудесный вид. Архип Иванович кормил птиц, которые слетались к нему со всей округи. А однажды прооперировал голубя, который задыхался и кашлял, - мастер вставил ему в горло трубку. Потом этот «пациент» надолго обосновался в его мастерской. Над живописцем подшучивали: тот готов был лететь на другой конец города, чтобы спасти захворавшую ворону.
Через несколько лет Куинджи продаст этот дом и переберется в жилище поскромнее. Пернатая стая, не найдя друга, вскоре обнаружит его на новом месте в Биржевом переулке. На вырученные от продажи «крыши» деньги художник свозит в Европу двенадцать подающих надежды учеников – познакомиться с современной живописью.
Незадолго до смерти в 1910 году Архип Иванович завещает картины, деньги, землю в Крыму созданному им обществу художников. 100 тысяч рублей он передаст Академии художеств. А десять тысяч пожертвует церкви в Мариуполе, где его крестили и венчали.
У живописца было больное сердце, а пневмония, подхваченная в Крыму, не давала вздохнуть. Страдая от удушья, он даже пытался выброситься в окно. Умер 11 июля на пороге своей комнаты. Всю дорогу до Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге друзья несли гроб художника на руках. А сверху им светило солнце.
В 1952-м прах Куинджи и памятник, установленный на его могиле, перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (западная часть Некрополя мастеров искусств).