Андрея Панина уволили за шёпот на сцене, а Владимира Стержакова подвели «стукачество и подхалимаж»
Станиславский и Немирович-Данченко создавали свой театр как товарищество: по их замыслу, актеры сами должны были нанимать администрацию и выбирать худрука. Но очень скоро о подобной демократии было забыто навсегда. В МХАТе всем распоряжался «красный» директор, назначенный Минкультом. В итоге из-за конфликтов с руководством места в труппе время от времени лишались даже именитые артисты.
В начале 1998-го, например, из МХАТа уволили Андрея Панина, Ирину Апексимову, Павла Белозерова и Веру Воронкову. Последняя рассказала нам подоплеку тех далеких событий:
- Тогдашний директор Вячеслав Ефимов «спустил» устав, что все должны работать по контракту, который перезаключается каждый год. А мы с этим боролись. Создали профсоюз. Председателем стала Апексимова. На наш клич пришли все народные артисты. Поначалу руководство к нам прислушивалось. Удалось даже выбить несколько квартир, чтобы мы наконец выехали из общаг. Но директор быстро смекнул, что это очень опасно, и стал давить: кому-то из очередников грозился не дать жилье, кому-то - билеты на елку для детей. Словом, все потихоньку стали сваливать из нашего профсоюза так же радостно, как в него и пришли. Мы четверо к тому времени уже много снимались и сказали: «Мы - не блохи, скакать туда-сюда не будем, пусть нас мало, но не сдадимся!» Когда закончился с нами контракт, его не продлили под разными предлогами. Например, Панина обвинили в том, что его не слышно на сцене. Андрея, кстати, педагоги еще во время учебы в этом упрекали. А он полушепотом говорил: «Ничего, потом у кассы посмотрим!»
По словам Веры, когда начались проблемы в театре, Андрей стал все крепче выпивать. Но без работы не сидел. Устроился в Театр им. Пушкина, где сразу получил несколько ролей в разных постановках. Но и там проработал недолго.
Евстигнееву не давали новые роли
За 10 лет до этого, в 1988 году, главный театр страны покинул Евгений Евстигнеев. Вот как об этом вспоминал Всеволод Шиловский:
- Женя позвонил мне и без предисловий сказал: «Я свободен от театра. Послали на…» Я не поверил: «Женя, кончай байки травить!» - «Какие байки?! Приезжай к Вовке, все расскажу». Я тут же отложил все свои дела и поехал к Сошальскому.
Женя сидел на кухне вместе с Володей. Он был бледен, нервно курил... Евстигнеев быстро взглянул на меня исподлобья, вонзил окурок в пепельницу, коротко кашлянул: «Сегодня был у Олега Ефремова. Просил снизить нагрузку по репертуару, хотя бы немного. Говорю ему: «Старик, были б у меня новые роли, слова не сказал бы. Но ролей нет, а спектаклей много. Мне уже не потянуть, возраст не тот…» Он - в ответ: «Не можешь - уходи на пенсию!» Я сначала подумал: Ефремов шутит. А потом понял: нет, он говорит серьезно». И Евстигнеев ушел из театра.
Спустя четыре года Евгений Александрович умер в лондонском госпитале, не дождавшись запланированной операции на сердце.
Мхатовская Салтычиха
Владимир Стержаков покинул МХАТ в 2001-м, после 20 лет работы. О своем уходе он, как правило, говорит расплывчато, даже не называя имен Олега Табакова и Марины Зудиной, отношения с которыми у артиста сразу не заладились:
- Ушел мой учитель - Олег Николаевич Ефремов. Пришел другой человек - с другой философией и программой, со своими учениками…
И только в интервью «Экспресс газете» Стержаков сказал правду. Причиной того, что он швырнул Олегу Павловичу заявление «по собственному», стала молодая жена мэтра.
- Ее прозвали мхатовской Салтычихой! - побагровел Владимир, стоило нам спросить про его конфликт с Зудиной. - Она вмешивается в распределение ролей, может «строить» за кулисами актеров, выговаривая им: «Почему вы не смотрите постановки Олега Палыча в «Табакерке»? Он крайне этим недоволен!» В театре стали процветать стукачество, подхалимаж - то, что Олег Ефремов ненавидел!..
Проклятие «Мастера и Маргариты»
В 2011-м «с вещами на выход» попросили актера Сергея Колесникова, который тогда вел на Первом канале программу «Фазенда». Накануне Сергей Валентинович репетировал роль в спектакле «Мастер и Маргарита». Роль Мастера играл Анатолий Белый, Маргариту - Наталья Швец. Она и поделилась подробностями истории, из-за которой Колесников ушел из театра:
- Он должен был играть Левия Матвея. Но Сергей часто отлучался на телесъемки, и режиссер Янош Сас, посоветовавшись с Табаковым, решил его заменить. Колесников был великолепен в образе апостола. Жаль, что так вышло.
- Я много лет проработал в МХТ, - рассказал нам сам Колесников, - и вдруг руководство театра решило со мной не продлевать договор. Что ж, это право худрука. Судиться или куда-то жаловаться не стал - я не тот человек. Связан ли мой уход именно с репутацией булгаковского произведения? Простите, мне страшно это обсуждать.