Отказав Олегу Ефремову, Анастасия Вертинская навсегда ушла из театра
МХАТу им. Чехова (или МХТ, как его теперь называют) недавно стукнуло 120 лет!
В октябре 1898 года великие Станиславский и Немирович-Данченко показали первый спектакль «Царь Фёдор Иоаннович». И вскоре этот театр стал считаться главной сценой нашей страны, на которую неизменно выходили звезды первой величины. В 1987 году легендарный театр раскололся надвое, на МХАТ им. Горького и МХАТ им. А. П. Чехова. А в 2004-м последнему решили вернуть изначальное имя: из аббревиатуры исчезла буква «А».
Мы побеседовали с одной из старейших актрис МХТ - Раисой Максимовой. Она служит здесь 62 года и в будущем ноябре собирается отметить на родной сцене 90-летие.
- В МХТ я работаю с момента окончания Школы-студии при театре, - начала Раиса Викторовна. - Училась на звездном курсе вместе с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, Виктором Сергачевым, Татьяной Дорониной и Олегом Басилашвили. Помню, как Таня и Олег поженились. А потом, после получения дипломов, укатили работать в Сталинград. Возможность остаться в МХАТе у них была, особенно у Дорониной. Но злую шутку с Таней сыграл сложный характер. Однажды она закатила скандал и сразу лишилась места в труппе. Олег как мог ее поддерживал. Но когда они развелись, Басилашвили мне жаловался: «Рая, я как будто из тюрьмы вышел, где в одиночной камере эти несколько лет просидел. Теперь хоть вздохнул свободнее, жизнь увидел». Женился на обычной женщине Галине Мшанской и уже больше полувека живет с ней. Дочек вырастили, внуки пошли. Молодец, все правильно сделал. А 85-летняя Таня, кстати, сейчас болеет. И возраст сказывается, и характер с годами стал не слаще. Но она всю себя театру отдавала, жизнь на алтарь искусства положила. Даже ребенка не родила. Уверена, не станет Тани, и МХАТа имени Горького, который Доронина уже много лет возглавляет после раскола, не станет. Кто туда пойдет без нее, огромный же зал?!
- Давайте теперь поговорим о вас, Раиса Викторовна. Вы же родом из Саратова, как и скончавшийся недавно руководитель МХТ Олег Табаков?
- Да. Я Олега на шесть лет старше. Он еще школьником был, в Саратовский театр на спектакли ходил, а я там уже играла. И потом уехала поступать в Москву, в Школу-студию. Олег на всех наших собраниях рассказывал потом коллегам, как в конце 40-х увидел меня на подмостках и как впечатлила его моя игра. Наверное, поэтому все те годы, что он возглавлял наш театр, я была востребована. За это Табакову очень благодарна. Продлил мне творческую жизнь. Дай Бог, доживу и в следующем году на сцене отмечу 90-летие. В МХТ этого еще никому не довелось сделать. Вот Марк Прудкин в свое время собирался, но заболел… Прожил до 96, но на сцену последние годы не выходил. Ангелина Степанова тоже планировала праздновать 90-летие. Но незадолго до юбилея забыла на спектакле текст роли и больше решила не играть.
Я пока в строю. Уже 14 лет участвую в постановке Кирилла Серебренникова «Лес». Недавно Рената Литвинова пригласила в свою новую работу «Северный ветер». Сложный спектакль, билеты на него стоят невероятно дорого, но у нас одни аншлаги. Видно, имена Ренаты и композитора Земфиры*, ее подруги, дают сборы. Я-то наивно думала, раз десять сыграем, и все. Ошиблась.
- Вы сразу приняли приглашение Литвиновой?
- Сначала отказалась. Я же плохо вижу, и когда мне прочли роль, ничегошеньки не поняла. Но мой младший сын Алексей, он театровед, меня уговорил. Мол, что дома-то сидеть, надо работать. Начала репетировать, с трудом, со скрипом, но втянулась, и теперь меня даже хвалят. Спектакль эмоциональный, Рената необычная и очень уважительно ко мне относится. Объясняла мне, что главное в ее дебютной постановке на сцене, что в ней судьба человека прослеживается.
- Серебренникова часто ругали, что он коверкает классику. Согласны?
- Кирилл пытался все делать на современный лад. Кроме меня, в его «Лесе» другие пожилые актеры играли. Например Кира Головко (она умерла год назад) и Наталья Тенякова. Мы втроем с Кирой и Наташей режиссера от многих спорных вещей удерживали во время репетиций. Хоть какие-то рамки благодаря нам удалось сохранить. В пьесе у Островского много героев-мужчин, а Кирилл превратил их в женщин. Объяснил, что барышень в спектакле не хватает. Хорошо хоть, ни одного слова великого классика не выбросил, весь текст оставил. С Серебренниковым лично мне было работать тяжеловато. Сравнивать-то есть с кем. За свою жизнь у меня не менее ста режиссеров было. И один из лучших - Андрей Мягков. Он спектакль «Ретро» поставил. Жалко, сейчас его сняли из репертуара, потому что и сам Андрюша не совсем здоров, а его супруга Настя Вознесенская и подавно.
Пьяная болтовня Богатырева
- Как относитесь к тому, что театр возглавил Сергей Женовач?
- До этого устроили собрание. На нем рулила Ольга Хенкина (правая рука Олега Табакова, которая фактически управляла МХТ после смерти Олега Павловича. - Я. Г.). Под диктовку Хенкиной труппа написала письмо в Министерство культуры, что, дескать, все недовольны приходом Женовача - человека извне. Когда настал час икс и надо было это письмо подписывать, все примолкли. И вдруг встал Дима Брусникин, светлый, талантливый и порядочный человек, и сказал: «Минуточку! Зачем нам что-то подписывать? Почему это письмо написали вы, Ольга Семеновна, а не мы? Я предлагаю дать шанс Женовачу». И сразу же другие актеры поддержали Дмитрия. Хенкина в результате ушла, а Брусникин вскоре скончался. Когда я узнала о его смерти, мне плохо стало. Для меня это личная трагедия. Какой же он был замечательный! И как артист, и как режиссер, и как человек. А если вернуться к Хенкиной, то все знали, что она давала ставить спектакли своему любимому мальчику Александру Молочникову и явно не за красивые глазки помогала ему делать карьеру. Впрочем, какой он режиссер, не знаю, а актер неплохой. Мы с ним в «Лесе» играем. Поначалу Саша кричал, что вслед за Ольгой Семеновной покинет театр. Но быстро остыл.
- А как жилось, когда театр возглавлял Ефремов?
- В общем-то, неплохо. Олег Николаевич вернул зрителя, как и Олег Табаков годы спустя. Оба приходила в театр в годы кризисов в стране. При Ефремове, кстати, я пять лет занимала пост заведующей режиссерским управлением, фактически была вторым человеком в театре. Но хотела больше играть, а не становиться чиновником. Умоляла Олега Николаевича отпустить на сцену. «Найдешь себе замену, отпущу», - отрезал он. Пришлось спешно искать. Про Ефремова не зря говорят, что он очень любил женщин и выпить обожал. Многие его даже алкоголиком считали, но тут талант в первую очередь нужно рассматривать. Он бесспорен. Олег был сильным человеком, мог и не пить, когда выпускал спектакль, но и запои случались. Водка в итоге его и сгубила. Причем он и многих пьющих артистов покрывал. А мне приходилось брать на себя удары.
- Например?
- Звонит мне отличный актер Юрий Богатырев за несколько часов до спектакля «Чайка», где у него большая роль. Говорит заплетающимся языком: «Рая, я в Ленинграде. Выехать не могу». И бросает трубку. Я тут же к Ефремову. Но он отмахивается: «Ты заведующая, вот и придумай что-нибудь». А уже декорации на сцене, зрители вот-вот войдут в зал. Слава богу, нашла Сергея Десницкого, который был свободен и смог заменить Юру. А если бы нет? Кто бы за срыв спектакль отвечал? Конечно, я. И что вы думаете? Ефремов ничего в результате не сделал Богатыреву. Даже выговор не влепил! Это, на мой взгляд, неправильно. Дисциплина в трудовом коллективе должна стоять на первом месте!
- А служебные романы, по-вашему, это хорошо или плохо?
- Если вы про Ефремова, то у меня с ним ничего не было. Хотя он очень хотел. Но мне-то не надо. Я мужа - ученого-химика Владимира Гриневича - всегда любила и больше 50 лет с ним прожила, пока не умер. А так бы все главные роли играла... Ну ничего, и без поддержки Ефремова состоялась. Меня, к слову, и режиссер Иван Пырьев замуж звал, роли в своих картинах предлагал взамен сами понимаете чего. Но он меня аж на 28 лет старше, пришлось отшить. В кино, правда, после этого перестали приглашать. Но я реализовалась в театре, где Пырьев не мог вмешаться. Как вы знаете, он на Лионелле Скирде, которая на 37 лет моложе, женился. И что? Помог ей сделать карьеру? Нет, конечно. Ну, поснималась немного, но фундамента не получила. Или другой случай из этой оперы...
- Так-так…
- Ирина Мирошниченко и Настя Вертинская крутили романы с Ефремовым. Анастасии он золотые горы сулил, замуж звал на полном серьезе. Она оказалась не дурочкой, как другие, - отказала и ушла из театра. Через постель же ничего хорошего не делается, это всем надо запомнить. А вот Мирошниченко с удовольствием бы за Олега выскочила, но ей это не предлагалось.
- Больше всех, наверное, Марине Зудиной повезло…
- Марина - настоящая травести, а играла у нас в театре героинь. Режиссер Константин Богомолов ее в каждом спектакле задействовал. А теперь, после смерти Олега Павловича, Женовач с Костей не продлил контракт. И карьера Марины сразу застопорилась. Сам-то Богомолов не ушел бы из МХТ - его убрали. Женовач - молодец, что ни с кем церемонится, невзирая на чины и звания. Вон Хабенский и Пореченков - отличные актеры, но Сергей им велел подстраиваться под театр и репертуар, а не наоборот. Дескать, хотите, ребята сниматься? Берите отпуск, деньги вам платить теперь просто так никто не будет.
Кстати
- Из последних новостей: артиста МХТ Александра Семчева заподозрили в интимной связи с девушкой его 26-летнего сына Кирилла. Ближайшие выпуски разных ток-шоу будут посвящены этой вопиющей ситуации.
- Бюст Олега Табакова планируют открыть около здания Школы-студии МХАТ в октябре, когда начнутся юбилейные театральные мероприятия.
- Ближайшая мхатовская премьера - «Сережа» по роману Толстого «Анна Каренина» (09.10). В ноябре - «Офелия боится воды», в декабре - масштабная хореографическая феерия Аллы Сигаловой «ХХ век. Бал».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов