Роман Филиппов сражался за женщину с Высоцким

В «Девчатах» он сыграл лесоруба Зайцева. Фото: legion-media.ru

Первый инфаркт «король эпизода» заработал в 30 лет

Яркий, самобытный артист с редким голосом (бас-профундо) Роман Филиппов, сыгравший в «Трех толстяках» оружейника Просперо, на заре карьеры бросил всё и уехал из Москвы в Минск.

Во-первых, из-за «разногласий с театральным руководством». Филиппов попросил увеличить свое 88-рублевое жалованье. Это возмутило его наставницу Веру Пашенную. Устроили собрание, где Роман и произнес: «Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!» Хлопнул дверью и написал заявление об уходе.

Во-вторых, и это главная причина - в Белоруссии его ждала любовь всей жизни. Юная Екатерина Шелихина, дочь известных дикторов Лилии Стасевич и Владимира Шелихина.

Они познакомились в 1959-м на съемках фильма «Человек не сдается», где директором был отец Кати.

- Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой, - рассказала 10 лет назад в своем первом интервью Екатерина Филиппова. - И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: «Ого!» И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства, Рома встает на колени и делает предложение. «Она же еще совсем ребенок - только-только 18 исполнилось!» - рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств. Да, я полюбила его с первого слова. И любила всю жизнь. До обмороков...

Екатерина всю жизнь верна одному мужчине

Полтора года они просто встречались, перезванивались. Однажды Роман пригласил возлюбленную на выездной спектакль в Подмосковье. В нем участвовал и Владимир Высоцкий. С Филипповым они дружили. Высоцкий сразу обратил внимание на симпатичную девушку и принялся активно флиртовать, распевая песни о любви. Роман, перебивая приятеля, читал свои эпиграммы на знаменитых актеров. Как ни старался Владимир, но перепрограммировать на себя сердце Кати не смог. На следующий день парни условились больше никогда не вступать в подобные донжуанские дуэли и, ударив по рукам, купили две одинаковые грузинские кепки–аэродромы. И всюду ходили в них, как два брата-кавказца.

Когда Катя окончила институт, влюбленные задались вопросом, где жить дальше. Девушка устроилась на работу в Минске и переезжать не хотела. Вот тогда и произошел вышеописанный скандал в театре, после которого Роман перебрался в Белоруссию и повел Екатерину в загс.

Поначалу жили в одной комнате с ее родителями. Но потом удалось перебраться в небольшую двухкомнатную квартиру, где вскоре появился и пятый жилец - Аннушка, дочь Екатерины и Романа. Вот только не учитывали проектировщики хрущевок, что в них будут жить такие великаны, как Филиппов. Потолки ненамного превышали 193 см его роста.

Несколько лет Роман был кремлёвским Дедом Морозом

Путч доконал

Всесоюзная слава и узнаваемость пришли к Филиппову после эпизода в «Бриллиантовой руке», где герой Романа в ресторане терзается вопросом: «Зачем Володька усы сбрил?» Через год после премьеры этой бессмертной кинокомедии он вернулся в Москву. Многие были уверены, что причиной переезда стал конфликт с Николаем Еременко-старшим - секретарем парткома белорусского Театра имени Янки Купалы. Какая кошка пробежала между ними, неизвестно. Но конфликт между ними накалялся с каждым днем, и последней каплей стал эпизод на одном из худсоветов. Эмоциональный Филиппов, не выдержав, пробасил влиятельному коллеге: «Да помолчи ты!»

- В его последний день в Минске я предложил Роману сделать фото у ротонды на улице Коммунистической с видом на весь город, - вспоминал фотокорреспондент Юрий Иванов. - После съемки Филиппов спросил: «Что ты вечером делаешь? Я сегодня уезжаю в Москву. Заходи». Я пришел. Кроме семьи, тестя и тещи, было всего несколько человек провожающих. В основном все молчали, но Роман травил анекдоты. Не сказал бы, что он радовался отъезду - скорее был подавлен. Когда я спросил, сколько ему лет, Роман ответил: «Тридцать три». Я говорю: «Возраст Иисуса Христа». А он: «Вот меня и распяли».

Звёздная роль в «Бриллиантовой руке». В этом эпизоде Филиппов затмил Никулина, согласны?

...Прожил Роман Филиппов 56 лет. Первый инфаркт у него случился в 30. Актер расстраивался, что ему уже немало лет, а больших ролей не предлагают. С возрастом к этим переживаниям добавились и другие - все кризисы и болячки страны он воспринимал как свои личные.

Второй приступ накрыл через несколько дней после путча 1991 года. Врачи посадили Романа на жесткую диету, запретили пить и курить. Актер страшно мучился. Но по-прежнему шутил: «Скоро сдуюсь до крупных ролей...»

Он умер от тромбоза в феврале 1992-го.

Несколько лет Филиппов был главным советским Дедом Морозом (после Александра Хвыли). На последнем новогоднем спектакле ведущие оговорились: во фразе «Дед Мороз не прощается с вами» пропустили частицу «не»…


Без мамы

Мама Романа Филиппова умерла при родах. Анна Григорьевна, как и его отец, играла в питерском БДТ. Будучи беременной, гастролировала с театром по российской глубинке. Схватки застали ее в Симферополе. Актриса умерла на операционном столе от заражения крови - в местной больнице не оказалось пенициллина. Первое время мальчика растил отец и их сосед по общежитию - актер Владимир Кенигсон. Потом появилась мачеха. Вместе с отцом они переехали к ней в Горький, где пережили войну.


Два великана на одной кровати

Актер Виталий Коняев с большим уважением относился к Роману Филиппову, с которым познакомился во время учебы в Щепке. Коняев вспоминал:

«Когда молодые актеры Малого театра поселились в комнате на улице Станиславского, Роман часто заходил к нам в гости, иногда оставался ночевать, забираясь на кровать Виктора Борцова (Савва Игнатьевич из «Покровских ворот». - Ред.). Как эти великаны умещались на одной кровати - одному Богу известно.

Роман очень трепетно относился к своему здоровью, но когда все актеры прошли вакцинацию от оспы (было такое поветрие), прививку делать отказался. Мы с Олей, женой Юры Соломина, решили разыграть Филиппова. Приходит Ромка, ложится на Витину кровать, а мы - ему: «Ты чего? Борцов прививку сделал, а ты - нет. Теперь ты не можешь с ним спать. Прости, друг, но оспа есть оспа. Возможно заражение и медленная мучительная смерть в некрасивых черных язвах...» Перепуганный, бледный Роман дождался прихода друга и тут же ему выпалил: «Вить, бери свое пальто, ложись спать на пол, отдыхай там, так будет лучше для нас обоих». Борцов ничего не понял, но покорно исполнил просьбу друга.

...У Романа была гениальная память. Он жаловался, что помнит все, что учил наизусть: от школьного «дедушка, дедушка, сделай мне свисток» до целых страниц из истории КПСС, которые просматривал перед экзаменом в институт.

Разносторонне развитый парень! С большим вниманием читал детективы на польском языке. Мог говорить по-немецки, причем без акцента. Наравне с другом - гроссмейстером Алексеем Суэтиным - боролся за победу в партии.

О Романе-острослове нужно говорить отдельно. Однажды мы перед вылетом на гастроли на Дальний Восток сутки просидели в аэропорту Домодедово, на что он изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!» А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары Роман сообщил: «Так долго набирать высоту - это низость!»