Русский след Фриды Кало и Диего Риверы

Фрида Кало и ее автопортрет, 1930 г. Фото: wikipedia.org

Выставка выдающихся мексиканских художников в столичном Манеже продлится до весны

В Москве открылась экспозиция «Viva lа Vida!», посвященная творчеству живописцев Фриды Кало и Диего Риверы. И есть полное ощущение: если в ближайшее время не посетить Манеж, где представлены картины, потом придется стоять в очереди, как «на Серова». Кстати, по словам организаторов, выставка закроется не 22 февраля, как написано на афишах, а 12 марта.

Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932 год. Фото: wikipedia.org

Кало и Ривера в России не в первый раз. В 2003-м в московской галерее «Дом Нащокина» прошла художественно-литературная выставка удивительной Фриды. Именно тогда многие открыли для себя творчество самобытной мексиканской художницы с неоднозначной репутацией – до сих пор часть искусствоведов вообще не признают у нее никакого таланта, а часть считают ее величайшей художественной фигурой XX века. На той, первой выставке было представлено более 30 картин и около 200 архивных фотографий из музея Кало в Мехико.

В 2016-м 35 полотен Фриды, ее фотографии и костюмы можно было увидеть в петербургском Музее Фаберже.

В этот раз нам покажут более 90 полотен художницы и ее мужа Диего Риверы. Это работы из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), галереи «Арвил» (Мексика, США), частных собраний Европы и Латинской Америки, в том числе коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, а также не экспонировавшиеся произведения из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Фрида Кало, 1919 г. Фото: wikipedia.org

Самая яркая супружеская пара из Латинской Америки была связана с Советской Россией и творческими узами, и благодаря сложным и витиеватым отношениям с гражданами и гражданками. Член компартии Мексики Диего Ривера дважды побывал в СССР. Первый раз он приехал сюда в 1927-м на празднование десятилетия Октябрьской революции. Присутствовал на парадах, сделал множество зарисовок и эскизов, которые хотел использовать в работе над монументальным полотном для революционной России. Многие акварели Риверы выкупила потом Эбби Рокфеллер — они должны были послужить материалом для фрески, изображающей сцены из советской жизни, при росписи здания Радио-Сити (ныне Рокфеллер-Центр) в Нью-Йорке. На панно были изображены Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс с красным знаменем и надписью: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!». Правда, в 1933 году Нельсон Рокфеллер уничтожил эту фреску. От греха подальше.

В Москве Ривера читал лекции о современном искусстве и даже приступил к созданию монументального полотна в Клубе Красной Армии. Однако понимания с заказчиком не достичь не удалось — рабочие и крестьяне в представлении мексиканца выглядели недостаточно эпично. Живописцу предстояло еще написать грандиозный портрет Иосифа Сталина. Но помощников ему не прислали, денег не дали, к тому же Диего сильно простудился и в середине 1928-го покинул Москву.

Второй раз он побывал в России в 1955-1956-м, за год до смерти, — лечился здесь от онкологического заболевания.

«Русская тема» в биографии Риверы - это и женитьба на художнице Ангелине Беловой, родившей от него сына (ребенок вскоре умер от гриппа), и любовная связь с Марией Воробьевой-Стебельской - художницей и мемуаристкой «Моревной», подарившей Диего дочь Марику и шрам на шее от ножа, которым Моревна в отчаянии полоснула его при расставании.

У Фриды своя «советская» история. Есть написанный в 1954-м «Автопортрет со Сталиным» — отклик на смерть «вождя народов» в 1953-м. Есть гуляющая по Сети фотография, на которой художница с голой грудью и пистолетом в руке позирует рядом с Владимиром Маяковским. Пишут, у них был роман. Правда, точных сведений об этом нет. Во время путешествия в Мексику, где поэт революции встречался с Риверо, тот был женат на другой женщине — «высокой красавице из Гвадалахары» Марин Гуадалупе. В то время Владимир Владимирович вряд ли мог пересечься с никому еще не известной «девушкой с монобровью». Хотя фото, несомненно, эффектное.

Фото с Владимиром Маяковским выдают за настоящее, но, скорее всего, это фейк

А вот отношения Кало с Троцким — доподлинно установленный факт. Скрываясь от преследования советских властей, Лейба Давидович Бронштейн с женой Натальей Седовой остановился в доме Риверы в Мехико. И сразу пленил одержимую марксистскими идеями Фриду. Горячая мексиканка называла нового друга «козликом» за его бородку и с удовольствием включилась в любовную игру. Пока благоверной Троцкого это не надоело — под предлогом, что шашни с гостеприимной хозяйкой наводят тень на идею мировой революции, Наталья увезла загулявшего мужа подальше. Кстати, когда 24 мая 1940 года на того было совершено первое покушение, под подозрение попал Диего Ривера. Он чудом избежал ареста.

Надеюсь не вернуться

Расставшись навсегда с Беловой и Воробьевой-Стебельской, Ривера отбыл из Европы, где довольно долго вращался в культурной среде, на родину. Там началась главная история его жизни — рядом с Фридой Кало. Они были вместе 25 лет — Фрида умерла в 47. О том, что пришлось вытерпеть этой женщине, написаны горы книг и статей. Но если не вспомнить ее биографию, трудно понять смысл некоторых картин, которые мы увидим на выставке.