Марк Захаров лечится шампанским
В Театре Вахтангова прошла 27-я церемония вручения премии «Хрустальная Турандот». Главной темой мероприятия стал чемпионат мира по футболу. Так организаторы напомнили актерам, что театр - тоже команда.
- По литроболу, - на всякий случай уточнил Алексей Кортнев.
Наши артисты тут действительно непревзойденные мастера, причем во всех возрастных категориях. Вот мой любимый режиссер Марк Захаров получил титул, учрежденный специально для него, - «Недосягаемый». Ну дураку же ясно, что таким именем награждают не за художественное руководство, а за совсем другие способности. Кстати, они у 85-летнего лицедея действительно выдающиеся.
На банкет я прилетел прямиком из Гонконга. Вот там театр так театр. Никакая «Турандот» и рядом не стояла. Приглашали меня на презентацию китайского вина Ao Yun. Напиток неплохой, но ординарный. Похож на домашнее молдавское. Только цирк-то в чем? Китаезы продают его по $400 за бутылку. Дикая цена объясняется тем, что виноград растет в предгорьях Гималаев, якобы недалеко от Шамбалы. А на самом деле они зарезали там около миллиона тибетских монахов. Вот и весь секрет плодородия.
Так вот, там мне рассказали, что Гонконг становится винной столицей мира. Местные нувориши скупают в Европе все старые винтажи и складывают бутылки в свои погреба. Причем пить эту роскошь по $1000 за бокал никто не собирается. Вино используют исключительно как вложение средств. Оно дорожает примерно вдвое за семь лет.
Но вернемся к нашим пернатым, в смысле пенатам. Присутствующие на премии актеры и актрисы вкладывали вино в себя, в свой, так сказать, талант. Причем делали это рефлекторно. Вот, например, сидящий дома безработный актер может не пить месяцами. Отпуск в пансионате - ни капли. Но как только служитель Мельпомены переступает порог храма искусства, так он сразу в зюзю. Именно так и работает знаменитая система Станиславского. Этот великий теоретик театра распорядился в каждой гримерке ставить актерам графин с пивом, портвейном или водкой. Кто что предпочитает для вдохновения.
Константин Сергеевич первый понял, что пьяному актеру легче перевоплощаться. Тут многим даже сцена не нужна. Ведь выпивший портвейну мавр душит Дездемону от всего сердца. Гамлет после трех кружек пива с прицепом действительно становится мыслителем. Вопрос: быть или не быть? - интересует его по-настоящему. Человеку хочется поговорить об этом. Докопаться-таки до истины. Плакать, хохотать, ругаться или петь о любви - это же естественное состояние пьяного человека.
Сванидзе путают с женой
- Трезвый актер на сцене - просто жалкий кривляка, - доказывал я Сергею Степанченко.
Человек огромного мастерства, Сергей Юрьевич с двух рук по-македонски закидывал в себя рюмки с настойками. Тридцать - сорок таких рюмашек - и он не то что Бориса Годунова, он бабуина сыграет так, что опытный ветеринар не отличит.
А Вера Алентова с какой стати тянула красненькое назло пластическим хирургам?! Да потому что не может не играть! Каждый бокал раскрывает ее дарование глубже, ярче. Какие-то пол-литра - и пыльные подмостки становятся лестницей в небеса, где она ангелом сизокрылым парит над восхищенными зрителями.
Ох же приятно было посмотреть на Ирину Апексимову. Тонкая, словно ножка от фужера, актриса привела с собой дочь Дашу. Девушка всего три года назад окончила Школу-студию МХАТ, а уже бокал коньяка в руке. Хитрюга талантливая. Вот что значит расти в творческой атмосфере. С младых ногтей схватываешь главное в профессии. Самую ее суть.
Даже Николай Сванидзе с женой Мариной хоть и не актеры, но тоже втянулись в игру. Бокал, другой - и вот их уже не отличить друг от друга. Оба лысые, умные, в очках. Именно так и действует магия сцены.
Любо-дорого было посмотреть на Марка Захарова, тянущего шампанское мелкими частыми глоточками. Любопытно, какие образы рождали в его голове волшебные пузырьки. Пить игристое ему посоветовали в немецкой клинике. Именно шампанское после 60 является фактором, способствующим активному долголетию.
- Пошли, Володя, закусим, - кричал мне Владимир Симонов. - Я тут канапешек стибзил.
Поздно. Раздавленного вдохновением, меня уже бережно несли в угол.
- Реквизиторы! - выкрикивал я в расплывающиеся лица. Повсюду мне мерещились рампы и софиты.
- Какие еще инквизиторы? Он что, Жанну д’Арк играет? - не расслышал Станислав Любшин. - Кто это вообще?
- Наверное, кто-то из провинциальных, - ответил ему Валерий Гаркалин. - Красное с водкой, по-моему, в Омском драматическом мешают. Или это в Краснодарской филармонии было? Надо же, запамятовал.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов