Знаменитый артист с ностальгией вспоминал, как в юности работал на швейной фабрике в окружении 80 красавиц
2 октября в возрасте 79 лет ушел из жизни народный артист России Роман Карцев, известный по эстрадному номеру про «раков по пять рублей», которые «ну, очень большие, но вчера», и по роли председателя домкома Швондера в культовом фильме «Собачье сердце». Как сообщил его сын - актер Павел Кассинский, два месяца назад Романа Андреевича сразил инсульт, вслед за этим - инфаркт и тяжелая пневмония, его три недели держали в искусственной коме, но спасти не смогли.
- Два года назад на телеканале ТВЦ нам с режиссером Сергеем Шустицким предложили сделать документальный фильм о Карцеве, - рассказала «Экспресс газете» создательница легендарных телепередач «Шире круг» и «Споемте, друзья!» Ольга Молчанова. - В свое время я была безумной его поклонницей. Ходила на все его концерты. И с радостью согласилась взяться за эту работу.
А вот Роман Андреевич очень долго сопротивлялся. «Ой, обо мне столько уже снимали! – говорил он. - Зачем мне это надо сейчас?» Пришлось обратиться к его директору Наташе Жеромской - сестре известного мима Александра Жеромского. Ей нравились мои фильмы. И она смогла его уговорить дать нам интервью.
Снимали мы Карцева в его загородном доме в Лыткарино. По сравнению с особняками, которые я видела у других эстрадных артистов, он показался мне небольшим и достаточно скромным. Его окружал симпатичный сад с яблоньками.
Жена Карцева, с которой он прожил 50 лет, угощала нас кофе, но сниматься категорически отказалась. Безуспешными были и попытки позвать на съемки других членов семьи. Дочка и сын были заняты на работе. А внук - в школе. Пришла только внучка, которая, как я поняла, жила где-то поблизости.
На протяжении всего интервью Карцев был довольно суровым, неулыбчивым. Оживлялся только, когда говорил о совместной работе со своим покойным партнером Виктором Ильченко и постоянным автором Михаилом Жванецким.
- Мы начинали с самодеятельности в Одессе, - вспоминал Роман Андреевич. - Я работал на швейной фабрике. Выучился на механика по швейным машинам, получил разряд. У меня был цех, где сидело 80 красавиц из-под Одессы, из деревни. Некоторым я предлагал жениться, потому что они уж больно красивыми были.
«Камеди Быдл»
- Тогда будущий народный артист еще носил свою настоящую фамилию Кац. Карцевым он стал, когда его, Ильченко и Жванецкого взял в своей театр Аркадий Райкин.
- Когда Витя умер, я был в жутком трансе, - признавался Карцев. - Много времени просидел, ничего не делал. Это, знаете, как отнять у человека две ноги или голову. 30 лет мы были вместе. В одном номере жили. И дети, и праздники, и все у нас было общее. Прошло 25 лет, и я до сих пор не отошел. Я всегда его вспоминаю.
О современных юмористах Роман Андреевич отзывался весьма нелицеприятно:
- То, что мы делали, ушло, - с сожалением констатировал он. - Осмысленный юмор ушел. Ну, что тут сделаешь? Сейчас пришло такое время. Все эти нынешние стендап-шоу, где они острят моментально, «Камеди Клаб», «Камеди Батл»… Я это называю «Камеди Быдл». Там сплошной мат. Это просто ужас. Не юмор, а хулиганство.
Досталось от него и нынешнему телевидению:
- Мой сын снимается в каких-то бандитских телесериалах - всех этих «Ментах» и «Разбившихся фонарях», - возмущался Роман Андреевич. - Я их ненавижу. Они уже сколько лет у меня дома стреляют беспрерывно. Есть у нас и другая крайность на телевидении. Из фильмов и передач исчез секс. Его сейчас почти не показывают. Только показывают головы, как они целуются, а потом опускается экран, и всё. Голых тел не показывают даже красиво. Зато рекламы столько, что можно сойти с ума.
Но в фильме эти критические высказывания Карцева я использовать не стала. Не хотела, чтобы он выглядел старым брюзгой.
Пророческий сон
- Не вошли в фильм и некоторые рассказы коллег Романа Андреевича. В частности, Жванецкий почему-то упорно акцентировал внимание на его скупости:
- Он мне в больницу принес баночку черной икры, а когда я ее открыл, это был засохший сухарь, - сетовал Михаил Михайлович. - Я понимаю, что он не мог в закрытую банку влезть. Но я просто не знаю, сколько она у него пролежала. Или я как-то приехал к нему. Говорю: «Рома, я без денег сижу. Райкин берет все время произведения и ни черта не платит. У тебя что-то есть?». Он залезал под кровать, там отсчитывал и давал. Это чисто его характер.
Я подумала, что Карцева это не порадует. И оставила в фильме только добрые слова Жванецкого о нем. Когда мы сдавали нашу работу руководству ТВЦ, меня даже упрекнули: «Как-то у вас все слишком гладко».
Тем не менее фильм несколько раз прошел на ТВЦ с очень хорошими рейтингами. После первого эфира мне позвонила Наташа Жеромская и сказала: «Карцев спрашивает ваш телефон». Я сразу насторожилась. Вдруг ему что-то не понравилось? Но Роман Андреевич остался всем доволен, поблагодарил и сказал, что наш фильм - один из лучших. Мне было очень приятно.
Некоторое время назад мы с ним разговаривали о гастролях в Израиле. Он всегда совмещал их с посещением докторов. У него было какое-то беспокойство по поводу здоровья. Но последняя поездка его чем-то не устроила. Я предложила свести его со своими знакомыми организаторами и попробовать прокатиться по Израилю еще раз. Увы, этим планам было не суждено осуществиться…
Вы не поверите, но накануне его смерти мне приснилось, что он умер. «Хорошо, что мы сделали о нем фильм, - подумала я во сне. - Можно будет снова его показать».
А утром я приехала по делам к коллеге и от нее узнала, что Карцева действительно не стало. Меня это просто шокировало.