Еще в раннем детстве Елизавета пережила предательство отца — трагедии преследовали актрису из «Приключений электроника», «Покровских ворот» и других советских лент до самой смерти.
«Нет у тебя отца и матери»
Лиза родилась за несколько недель до войны, 17 мая 1941 года. Великая Отечественная ее семью не забрала — папы, матери и двух братьев будущая актриса «лишилась» после 45-го года. Ее отца, инженера-строителя про профессии, отправили в ГДР восстанавливать послевоенную разруху. Сергей Никищихин забрал домочадцев с собой — всех, кроме дочери: во-первых, она уже была старшим ребенком и могла прожить без родительской опеки, во-вторых — нуждалась, по мнению отца, в классическом образовании. Семилетняя девочка отправилась к бабке в Ярославль и переживала первое в жизни предательство.
«Думаю, семья вообще не была для мамы основой существования, как для многих, поскольку связи с ней чуть не оборвались окончательно еще в девятом классе из-за поступления в студию при Театре имени Станиславского», — говорила годы спустя дочь Никищихиной.
Дочь и отец встретились после почти семи лет разлуки, но отношения снова оказались на грани. Лиза тогда заявила, что станет актрисой и уже выбрала место обучения, на что родитель отреагировал гневно: сначала призывал наследницу одуматься, затем кричал, что на сцене скачут лишь барышни легкого поведения. А когда аргументы иссякли, дал дочери пощечину и произнес: «Больше нет у тебя отца и матери».
Жертва ради роли
После учебы в театральной студии (ГИТИС Елизавета окончила позднее) девушку взяли в Театр имени Станиславского. С ней служили мэтры — Владимир Коренев, Майя Менглет — дебютантка чаще сидела без ролей. Пока не пришел режиссер Борис Львов-Анохин. Поначалу Борис Александрович «наградил» Никищихину статусом бездарной артистки с массой неинтересных штампов, но в момент личной беседы вдруг разглядел в ней характер — тот, что нужен был для главной героини в «Антигоне». Елизавета взялась за роль и исполнила ее блестяще — мало кто знал, какую личную драму переживает актриса, уходя за кулисы.
В те годы ее возлюбленным стал музыкант Алексей Познанский: вернувшись из армии с переломом позвоночника, перспективный виолончелист оказался инвалидом. Никищихина, несмотря на испытания, осталась верна избраннику, мечтала о свадьбе. А накануне премьеры «Антигоны» узнала, что беременна. Ребенок и семьи или главная роль и карьера — третьего варианта не было. И Елизавета выбрала работу. После аборта отношения с Алексеем завершились, а врачи говорили, что женщина больше никогда не сможет иметь детей.
Мечта о Екатерине
Первая большая роль принесла Елизавете славу, приглашения в кино и новые отношения.
«Эрнест Лейбов — серьезный человек, врач-психиатр, сын известного гипнотизера, пришел на спектакль и влюбился в Никищихину... точнее, в образ Антигоны, созданный ею. Стал носить охапки цветов за кулисы. Горячо и страстно убеждал, что они должны быть вместе», — вспоминала дочь актрисы.
И Елизавета уступила, согласившись выйти за Эрнеста замуж. Вскоре судьба вновь подбросила ей уже знакомое, но от этого не менее тяжелое испытание. В театре ей предлагают новую партию — главную, знаковую, характерную — роль Катерины в «Грозе». А Никищихина узнает, что... беременна. В этот раз актриса выбирает семью, отвечая на слова режиссера «Ребенок может подождать, а такая роль дается раз в жизни» твердым «Я все решила». На свет появляется дочь супругов, названная именем так и несыгранной героини — Катей.
Семейная жизнь длится три года, затем Лейбову предлагают работу в Штатах. Заграница вновь отнимает у Елизаветы мужчину, ведь она с дочерью выбирает жизнь в родной стране: «Я русская актриса, что мне делать в чужом мире?». Следующий брак, с писателем-диссидентом Евгением Козловским, также не приносит Никищихиной счастья: когда автора сажают за решетку, его супругу таскают по допросам, а после освобождения Евгений уходит от Елизаветы — не в силах смириться с ее летящей под откос жизнью.
Сумасшедшие старухи
Невостребованность в театре Никищихина восполняла спиртным. Шансы вернуться к зрителю были, но утекали сквозь пальцы. Один из ярких эпизодов: Анатолий Васильев, будучи приглашенным режиссером в театре имени Станиславского, увидел в Елизавете Вассу Железнову. Невероятное везение: раньше эту роль исполняли мощные, громкоголосые артистки, а здесь... Железнова Никищихиной получилась нестандартной, но долго не «прожила» — с уходом из театра Васильева исчезла и «Васса».
Артистка беспрерывно снималась в кино, порой в нескольких проектах за год. Зритель знает ее как помощницу профессора Громова в «Приключениях Электроника», Нину Орлович из «Покровских ворот» со знаменитым «Высокие отношения!», очаровательную Кикимору из фильма-сказки по Успенскому. Но главных ролей, а тем более глубоких, Никищихиной не давали.
«Как ты не можешь понять?! Я устала играть сумасшедших старух!» -
кричала Елизавета в редкие моменты общения с дочерью. Ее верными спутниками стали депрессия и алкоголь. Завязать с пагубной привычкой не помогли ни мольбы Екатерины, ни появление внука, ни кодировка, устроенная бывшим мужем.
Губительная зависимость
Последние годы жизни Елизавета Сергеевна провела в коммуналке. Из собственной квартиры она выехала после трагического инцидента: в состоянии опьянения женщина пустила к себе незнакомцев. Видимо, хотела сгладить одиночество, но «гости» ее ограбили и нанесли увечья. Дочь обнаружила родительницу в крови и с рассеченным лбом, а позднее медики диагностировали проблемы с дыханием — нападавшие пытались задушить одинокую женщину. (По другим данным на Никищихину грабители напали на улице — прим. ред.).
Актриса переехала в коммуналку. С дочерью виделась редко и в каждую встречу повторяла, что скоро, наверное, умрет. Екатерина не придала значение словам родительницы — та не впервые жаловалась на жизнь — к тому же врачи уверяли, что здоровье в порядке.
Жизнь актрисы прервалась из-за кусочка яблока — пища застряла в горле и актриса задохнулась. Ее тело нашли не сразу, а когда попали в комнату, увидели в окружении мусора и пустых бутылок 56-летнюю женщину — не старую, но забытую и покинутую.
«Говорят, Елизавету Никищихину сгубил алкоголь, — объясняла ее дочь — Это неправда. Мама ушла, потому что стала не нужна театру, который был ее самой сильной любовью».
Цитаты: 7days.ru