Сергей Шолохов: «Я спас тонущую "бабу-ягу" Бэллу Куркову и попал на ТВ!»

Сергей ШОЛОХОВ с женой-писателем
Сергей ШОЛОХОВ с женой-писателем. Фото: personastars.com
Выпустить в эфир провокацию «Ленин - гриб» кинокритику невольно помог Борис Ельцин

Ведущему программы о кино «Тихий дом» Сергею ШОЛОХОВУ 27 сентября исполнилось 60. Полжизни он работает на телевидении - снимает репортажи с фестивалей класса люкс (Берлин, Канны, Венеция) и документальные фильмы о крупных фигурах отечественной культуры.

- Сергей, как собираетесь отмечать юбилей?

- Особо никак. Я затейливый человек, поэтому не люблю круглые даты. Из-за этого в середине 90-х годов устроил праздник, когда моей программе «Тихий дом» исполнилось 4 года шесть месяцев и 13 дней. В ресторан гостинцы «Метрополь» тогда ко мне пришла вся светская Москва - от Стаса Садальского до Аллы Пугачевой, от Ивана Демидова до Кости Эрнста. Ни копейки не потратил, а наоборот, заработал. В то время на ТВ не было рекламных отделов, и автору передачи, то есть мне, вся выручка от рекламы поступала в карман. Спонсоры даже подарили моим звездным гостям путевки в Швейцарию. В общем, отмечу 61 год три месяца и 15 дней, тогда и соберу приятных мне людей. Я живу в Питере, большую часть времени провожу на кинофестивалях, а когда домой приезжаю, все свободное время уделяю семье. Переезжать в столицу мне незачем, хотя у меня и там есть квартира с видом на парк. Ну а в городе на Неве квартир несколько, в том числе с видом на набережную, Исаакиевский собор.

- Как вы стали журналистом и телеведущим?

- Со школы любил русскую литературу, и ко мне быстро пришло решение подать документы на филологический факультет университета. Учась там, я понял, что мне этого мало, и поступил в аспирантуру ЛГИТМИКа. Стал изучать театр, кино, увлекся жизнью питерского рок-клуба, а на телевидение попасть помог случай. Прилетел на кинофестиваль в израильский город Хайфу и пошел купаться. На пляже услышал отчаянный крик: «Тону!» - и поспешил на помощь. Кричала тетенька, похожая на бабу-ягу. Оказалось, ее ужалила медуза в руку, и несчастная не могла плыть. Я к ней метнулся и поволок к берегу. Это оказалась Бэлла Куркова, главный редактор художественного вещания ленинградского ТВ. Придя в себя, Бэлла Алексеевна спросила, кем я работаю. Ответил, что журналист и аспирант. «Ты нам подходишь», - сказала Куркова и вскоре приняла на работу в свою программу «Пятое колесо».

Бэлла КУРКОВА
Бэлла КУРКОВА. Фото из личного архива

- Вы сразу же стали вести там рубрику о кино?

- Нет, вначале был простым редактором, а уже потом стал ведущим. Причем стартовал очень ярко. Первый выпуск моего «Тихого дома» в 1991 году назывался «Ленин - гриб», я его снял совместно с рок-музыкантом Сергеем Курехиным, о нас все сразу же заговорили.

- Яркий у вас получился стеб.

- Мы вовсе не стебались, а приводили убедительные факты, что Ленин был грибом. Это нам подтвердили и экологи. Более того, мы провели целое расследования, узнав, где, в каких количествах и с каким содержанием галлюциногенов Владимир Ильич употреблял грибы. Оказалось, что чем ближе к Шушенскому, тем оно увеличивалось. Многие подумали, что мы шутим, потому что в конце передачи мы рассмеялись. Но уверяю, что это произошло не потому, что мы говорили неправду, а потому, что правда тоже может быть смешной… Потом я уехал работать, в США, в Гарвард, но не увольнялся с ТВ, а делал передачи оттуда. Никто и не знал, что я не на родине. А когда вернулся, появилось новое государство - Россия, и я оказался на совершенно другом телевидении и уже в новой должности. Несколько лет на канале «Россия» работал, а потом стал заместителем председателя ГТРК «Петербург - Пятый канал».

- Наверное, и с Борисом Ельциным общались?

- Ему я обязан выходом программы «Ленин - гриб» в эфир. На тот момент он еще не занимал кресло президента, а был оппозиционером. И вот однажды мой приятель, директор Высшей комсомольской школы, записал на видео выступление Бориса Николаевича, а кассету передал мне. Я надел черный плащ, чтобы меня никто не узнал, поехал на Ленинградский вокзал, сел в «Красную стрелу», на которой примчался в Питер, чтобы срочно поставить речь Ельцина в свою передачу. Радостный пришел к Бэлле Курковой со словами: «Вот такая удача! Есть запись Ельцина!» Но она тут же осекла: «Давай кассету и можешь быть свободен. Не по чину берешь». У нее было право подписи, чтобы ставить передачи в эфир. И когда я принес ей программу «Ленин - гриб», она только спросила: «Там Ельцин есть?» - «Нет», - честно ответил я, и она тут же все подписала не глядя.

«Развод исключен»

- В чем секрет популярности журналистов нового поколения? Юрия Дудя* например? Это хамство, наглость или умение раскрыть собеседника?

-Я думаю, Дудь успешен, потому что он секси, а еще мастер своего дела и, главное, правильные вопросы задает. Симпатичный парень, стильно одетый, в новых кроссовках, джинсах, крутой майке, очень нравится девочкам где-нибудь во Владивостоке.

- Вы серьезно? Это ДиКаприо - секси. А Дудь - страшненький дриш, который у всех спрашивает о размерах их членов.

- Ну, девушкам во Владивостоке как раз тема членов очень близка. Маленький или нет, сосал или не сосал. Дудь вокруг этого вращается, вот и востребован публикой. Лично я о рейтингах не задумывался никогда. Мне гораздо интереснее, даст мне интервью упомянутый вами ДиКаприо или нет.

- С кем из мировых звезд вам было интересно беседовать?

- С Софи Лорен. Но с ней еще и технический момент сработал. Она пришла на съемку в однотонном платье, а это был 1993 год, когда мы увлекались спецэффектами. На экране это выглядело так: я задаю Софи первый вопрос, она сидела в розовом платье. Второй - уже в зеленом, а третий - в сиреневом. Так мы развлекались со всеми цветами радугами. После эфира ко мне подошел человек и спросил: «Неужели Софи Лорен все время переодевалась?»

- Вы автор нескольких документальных фильмов. Снимали картины о Никите Михалкове, Алексее Балабанове, Кирилле Лаврове. Как героев подбираете?

- Балабанов жил в Питере на соседней от меня улице. Я подумал, что в фильме «Брат» он прекрасно снял Лосиный остров и просто попросил Алексея мне его показать на камеру. Плюс использовал фрагменты интервью, которые режиссер давал мне на кинофестивалях с 1993 года по 2003 год. Так родилась история его жизни. Зрители следят, как менялись взгляды Алексея, его внешность. И все это показано через Петербург, через Лосиный остров.

С Никитой Михалковым с 1993 года дружу, часто общаемся. Те, кто ругаются, что он тратит на свои фильмы государственные деньги, забывают, что существуют квоты на кино. В документальном проекте «Свой среди своих» я показал как свои - то есть коллеги - воспринимают своего, то есть Михалкова.

С Кириллом Лавровым получилась и вовсе удивительная история. Однажды он мне рассказал, что в Белграде похоронен его дедушка. Тот был руководителем гимназии в дореволюционном Петербурге, и однажды император Николай II подарил ему часы. Потом дедушка эмигрировал с белогвардейцами в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В советские годы Лаврова, который тогда занимал пост секретаря партийной организации Большого драматического театра, пригласили на премьеру фильма «Укрощение огня», где он сыграл, в Белград. Сопровождение из сотрудников КГБ к нему не приставили, поэтому Лавров не остался на банкет, вернулся в гостиничный номер, переоделся в неброскую одежду и поехал по адресу, где когда-то жил его дед. Соседи дедушку сразу вспомнили и посоветовали Лаврову сходить в соседнюю церковь. Кирилл Юрьевич побывал и там, и на кладбище. «На какие деньги на могиле установили памятник?» - спросил Лавров у священника. «Так у вашего деда были золотые часы от императора, он и завещал на деньги от их продажи его похоронить и сделать надгробие».

Узнав об этом, я с оператором и Лавровым полетел в Белград и проиграл эту историю заново, спустя 30 лет. Лавров тогда уже болел раком, и ему оставалось недолго, но философски относился к жизни. В результате получился фильм «Дед и внук».

Сыновья телеведущего - родной и пасынок
Сыновья телеведущего - родной и пасынок. Фото: Instagram*.com

- Расскажите о вашей семье.

- Моя супруга Татьяна Москвина, писатель, кинокритик, мы уже 35 лет вместе. Познакомились, когда оба поступили в аспирантуру. Нас сблизили свободное расписание и творческая свобода. Нашему сыну Николаю 28 лет, он окончил магистратуру Финансово-экономического института по специальности «математическая лингвистика». Пока думает, чем дальше заниматься. А моему пасынку Всеволоду Москвину уже 37, он актер оригинального жанра и лидер группы «Глом!». Сева пробился без моих связей. Если вдруг какой-то олигарх устраивает свадьбу своей дочери, он летит туда, чтобы сыграть на гармошке и спеть. Дедушкой сыновья пока меня не сделали, оба не женаты.

- Как вам удалось сохранить брак так долго?

- Если бы мы с супругой жили в однокомнатной квартире и у каждого не было своего личного пространства, уже давно бы развелись. Но у нас квартир много, мы легко можем сосуществовать и не раздражать друг друга. Впрочем, люди, обремененные имуществом, как правило, официально не разводятся. Я не олигарх, чтобы на лучших адвокатов тратиться. Так что развод исключен.





*Организация запрещена на территории РФ

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Натали: «Я стала петь, чтобы научиться правильно отдаваться мужчинам»
Александр Иншаков: «Сценарий «Бригады-3» пишется, но все упирается в деньги»