Подруга Фаины Раневской вспомнила пикантные закулисные истории МХАТа
МХАТу им. Чехова (или МХТ, как его теперь называют) исполнилось 120 лет.
В октябре 1898 года великие СТАНИСЛАВСКИЙ и НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО показали первый спектакль «Царь Федор Иоаннович». И вскоре их детище стало считаться главной сценой нашей страны, на которую неизменно выходили звезды первой величины. 15 лет жизни МХАТу посвятила 77-летняя актриса Бронислава ЗАХАРОВА, которая и в кино много снималась, поэтому, конечно, знакома (по крайней мере, внешне) многим зрителям.
- Спасибо, что вспомнили обо мне в связи с юбилеем моего родного МХАТа, - обрадовалась Бронислава Захарова, когда мы попросили ее поделиться воспоминаниями.- МХАТ для меня и веселый, и одновременно грустный отрезок жизни. Сейчас объясню почему.
Я благодарна театру за гастрольные поездки по всему миру - от Японии до Германии. За общение с замечательными коллегами, да много еще за что. Олег Ефремов дал мне звание заслуженной артистки России и выбил квартиру неподалеку от ВДНХ, где до сих пор живу. Короче, Олегу Николаевичу многим обязана.
Он отличный был мужик, но романа у меня с ним не случилось. Наверное, я не в его вкусе. Я же худенькая, неказистая, актриса-травести (когда-то в Театре Сатиры первой сыграла роль Малыша в легендарном спектакле «Малыш и Карлсон»), а вокруг столько красавиц.
Многие в труппе пили. Из-за пьянства меня из МХАТа и прогнали взашей. Спасибо, хоть до пенсии дали доработать. А в тот день, когда мне исполнилось 55 лет, 16 января 1996 года, вывесили приказ о моем увольнении из-за алкоголизма. Конечно, в этом только сама виновата. Если честно, с 17 лет крепко пью.
В тот злополучный вечер приняла несколько рюмок перед спектаклем, ну и попросила завтруппой меня подменить. Честно же призналась, что нетрезва, не хочу в таком виде выходить к зрителю, и добавила: «Пусть второй состав сегодня поработает». А завтруппой взвилась, что ей это все надоело. Дескать, не будет никого на подмогу вызывать, и отрезала: «Играй сама».
Я понадеялась, что все пройдет гладко, ведь роль небольшая, ну и вышла на сцену. Терпеливо ждала реплику, а мне ее коллеги так и не дали. После этого о моем невменяемом состоянии вдруг стали говорить все вокруг. Закончилось тем, что на меня написали докладную и сразу же уволили по статье. А все спектакли, где я была задействована, постепенно сняли с репертуара.
Обидно, конечно. Вот, например, Евгений Евстигнеев никогда не брезговал коньячком. Сидит, бывало, с рюмкой и мне обязательно наливает, положив кусочек шоколадки поверх, а потом просит: «Бронь, сгоняй еще в буфет. Мало!» Не каждый мог выйти на сцену даже после пятидесяти граммов, а он и намного больше принимал, а потом играл гениально!
Однажды Евстигнеев с Калягиным выпивал и в процессе решили договориться о замене на сцене. Женя предлагает: «Давай я пойду к Ефремову, а ты, Саш, иди к завтруппой Новикову». Калягин замотал головой: «Лучше я к Олегу». Новиков намного строже был, да с ним особо и не договоришься.
На что дана молодость
- Пьянство - это болезнь, - продолжает Захарова. - Когда-то я могла месяцами не спать, играла по два спектакля в день, вечерами выпивала, а ночами с мужиками развлекалась. А как по-другому? На то и дана нам молодость.
Бывали периоды, когда неделю держалась, но во мне, видно, тяга к алкоголю настолько глубоко заложена (генетика!), что если рядом находился пьяница любовник, то все, мне пипец. Сразу же начинало заносить. И в драку могла полезть, за что потом стыдно бывало. Пыталась лечиться. Наркологи вразумляли: «Думаете, кто пьет - головой принимает решения? Нет, инстинктами». А толку-то?
Как-то была влюблена в одного актера-грузина. Он тоже крепко квасил. Но однажды вдруг торкнуло, что два пьяницы в одной семье - ну ни в какие ворота. Это ведь как происходит? Принял рюмку - и идет сигнал: мало, срочно нужно еще и еще. В результате можешь и бутылку, и даже больше в день осилить. Сейчас стараюсь держать себя в руках.
А в МХАТе раньше все замечали, что сразу же прекрасно выглядеть начинала, даже если пару дней ни капли в рот не брала. В «Вишневом саде» моя героиня Шарлотта акробатический переворот делала. Я даже в 50 лет с легкостью так кувыркалась. Потому что подвижная и не тетёха.
«Страшно сойти с ума»
- Моя жизнь - это жалобная книга, могу повторить вслед за моей хорошей знакомой Фаиной Раневской. Великая женщина и актриса. Я помогала ей в конце жизни, кормила ее собаку по кличке Мальчик, - вздыхает наша собеседница.
Фаина Георгиевна, как и я, очень одинокой была. Жаловалась, что поговорить не с кем. Вот и веселила ее как могла. У меня сейчас такого человека для радости нет. Безумно боюсь немощи и болезней, особенно Альцгеймера. Сойти с ума страшно.
У меня же онкологию не так давно нашли, сделали операцию. Перед ней врач со мной долго беседовал. Когда призналась ему, что крепко выпиваю, не поверил: «Неужели у вас почти 60 лет стажа? Никогда бы не сказал. Вы такая Дюймовочка». На что я грустно ответила: «Я давно уже Дерьмовочка» - и заплакала. Так печально, что водка распылила мою жизнь.
Мне никто не помогает. Как говорится, то запор, то понос, а приходится справляться одной. Хорошо, хоть мэр Москвы Собянин прибавил пенсию за заслуженную артистку. Раньше-то получала совсем смех - 13 тысяч, а теперь хоть жить можно. Хотя я старая больная жопа.
Работы особо нет, на озвучку не зовут. Я могла бы преподавать в театральном, но тут педагогический дар нужен, а у меня его, похоже, нет. Однажды попробовала, но чуть ученика не убила.
Постоянного мужчину так и не завела, ребенка не родила. В общем, мое время ушло…
«Это слишком грустно»
А вот что о нашей героине рассказал ее коллега Стас САДАЛАЛЬСКИЙ:
- Броня Захарова - моя старая знакомая, я с ней снимался у Айзенберга в комедии «Болотная street, или Средство против секса», она играла жену Фарады.
Последний раз мы виделись на похоронах Лены Майоровой. Броня дружила с ней, знала о ее смерти многое, поскольку говорила с Леной буквально перед трагедией. О чем - распространяться не буду, слишком все это грустно.
Захарову любила Раневская, Броня много записывала за ней и сохранила уникальные заметки тех лет о Фаине Георгиевне, со множеством цитат, еще не растасканных по Интернету. Например, слова великого Давыдова, которые Раневская часто вспоминала:
«Абсолютно бездарный актер - такая же редкость, как абсолютно гениальный».