Смертоносное искусство: как кисти художников отнимают жизни моделей
Бывает, что в картинной галерее ловишь себя на мысли, что слишком долго стоишь у какой-то картины. И вроде бы, художник «не твой», и стиль такой ты не любишь, и палитра мрачная, и техника груба… А вот не несут ноги дальше, вглядываешься в неровные мазки непонятно почему.
Цифра «три» и Гойя
Мистическим образом через судьбы натурщиков и художников проходит цифра 3, которая так или иначе проявляется в роковых для изображаемых людей датах.
Через 3 года после того, как Франсиско Гойя написал первую из своих знаменитых «Мах», «Обнаженную», герцогиня Альба, бывшая его натурщицей, внезапно умерла.
Но и после смерти ее праху не было покоя. Сначала наполеоновские солдаты вскрыли гробницу и выбросили тело, но чуть позже его удалось вернуть в могилу. А в 1945 году потомки герцогини, не желавшие мириться с легендой о том, что обнаженная «Маха» писалась с их уважаемой родственницы, еще раз потревожили прах герцогини.
Они хотели путем измерений пропорций тела доказать, что моделью была другая женщина. Впрочем, мертвую тревожили зря: состояние тела оказалось таким, что измерения не смогли провести.
Боровиковский и Лопухина
Портрет Марии Лопухиной, В. Боровиковский, 1797 год. Те же три года были отмерены и графине Марии Лопухиной, которая позировала для портрета Владимиру Боровиковскому. По легенде, художник три года после окончания работы над портретом не отдавал его заказчику, мотивируя это тем, что он не закончил работу.
И правда: он наносил пару мазков и подходил к мольберту только затем, чтобы положить еще пару мазков. Картина попала к заказчику только в 1800 году, а в 1803 Мария Лопухина умерла от чахотки.
Читайте также: Эти великие художники умерли в нищете, а после смерти их картины продают за миллионы
Рембрандт и Саския
«Флора», модель – жена Рембрандта, Саския Рембрандт похоронил троих своих детей, которых любил рисовать, а его жену, Саскию ван Эйленбюрх, послужившую моделью для «Данаи» и «Флоры», очень быстро убил туберкулез, когда ей не исполнилось и тридцати.
Рембрандт много раз изображал свою жену на протяжении всех девяти лет совместной жизни. И, если проследить историю его набросков, картин и офортов с ее изображениями, то можно увидеть, как стремительно и пугающе старилась молодая женщина. Будто картины мужа высасывали из нее жизнь.
Рубенс и Изабелла
Изабелла Брандт, портрет работы Рубенса, 1525 г. Почти все мадонны Рубенса написаны с его жены Изабеллы. Ее смерть в 35 лет была внезапной и, как говорят, надолго выбила художника из колеи.
Художник настолько ее любил, что, несмотря на огромное количество работ в стиле «ню», он никогда не писал голое женское тело с натуры, уважая целомудрие своей жены. Так что все эти рыхлые женские фигуры на его картинах – всего лишь плод воображения художника или воспроизведение по памяти тела собственной жены.
Пикассо и его женщины
Дора Маар, натурщица и любовница Пабло Пикассо. Маэстро был известен своими амурными похождениями и скандальными выходками. Его портреты любимых женщин тяжело назвать каноническими, но невозможно отрицать, что они насыщены какой-то безумной энергетикой мастера.
Известна и судьба моделей и по совместительству женщин Пикассо. Мари-Тереза Вальтер и Жаклин Рок покончили с собой, остальные так и не смогли выйти замуж, а Дора Маар и вовсе попала в психиатрическую клинику, где лечилась электрошоком.
Единственная, кто выдержал напор энергии безумного художника – Франсуаза Жило. После того, как она бросила гениального, но совершенно невыносимого в быту любовника, она еще дважды была замужем и обогатилась, написав книгу воспоминаний о том, как ей жилось с Пикассо.
Читайте также: Злой гений Ильи Репина: как «тяжелая кисть» убивала тех, чьи портреты он писал
Перов и Вася
«Тройка», Василий Перов, модель – Вася. На знаменитой картине Василия Перова «Тройка» долгое время отсутствовал центральный персонаж – художник не мог подобрать натурщика.
Однажды идеальный мальчик был найден, но пришлось долго уговаривать его крестьянку-мать. Она будто чувствовала плохое и была категорически против того, чтобы с ее сына писали портрет.
Перов сумел уговорить женщину, картина увидела свет, а вот Вася умер. Женщина собрала все сбережения, что у нее были и пришла к художнику с просьбой продать ей портрет умершего сына.
Но картина к тому времени уже давно была продана Третьякову. Перов отвел крестьянку в галерею, та упала на колени перед картиной и стала молиться. Чтобы как-то утешить бедную мать, Перов написал для нее еще один портрет Васи.
Сегодня эти произведения искусства находятся в величайших галереях мира. Они притягивают миллионы посетителей. Не потому ли, что в этих картинах до сих пор жива душа тех, кто на них изображен?