Наследники: кто пользуется авторскими отчислениями от великих произведений
В нашей стране действует закон, при котором интеллектуальную собственность передают как недвижимость или семейную реликвию – по наследству. И если владельцы этой самой собственности не хотят делиться – по закону они имеют на это полное право. Часто злоупотребление этим правом заставляет самих создателей интеллектуальных шедевров в гробу перевернуться.
Мы живем во времена, когда становится все труднее защитить авторские права на интеллектуальную собственность. Хорошо, когда работа подразумевает четкое исполнение договора: написал (нарисовал, высек, вылепил), продал и больше не имеешь отношения к тому, что создал. Но как быть с тем, что создается с расчетом на будущее, но подхватывается так называемыми «пиратами» и уносится в неподконтрольную авторам область продаж?
Желание справедливости наследников Стругацких
Когда умер старший брат из великого литературного тандема Аркадий Стругацкий, младшему достались права на отчисления со всех написанных ими совместно книг. До поры Борис не особо реагировал на то, что на их с братом творчестве кто-то зарабатывает.
Но в 2008 году он поставил свою подпись под петицией президенту об ужесточении соблюдения авторских прав. А 19 ноября 2012 года Борис Натанович скончался, не обозначив четкой позиции насчет своего наследия.
Поэтому Андрей Борисович и Мария Аркадьевна Стругацкие попробовали бороться за контроль над распространением книг их родителей. В 2014 году даже на сайте, посвященном творчеству Стругацких, были удалены и заменены на ознакомительные полные тексты книг. Наследники мотивировали это тем, что справедливо, если за книгу будут платить все одинаково.
Однако пираты не унимались! Стругацкие посвятили борьбе с пиратским контентом несколько лет и, в конце концов, осознали, что этот бой они проиграли. В 2017 году Андрей Борисович на своей страничке в Фейсбуке* объявил о том, что их семья прекращает борьбу за авторские отчисления с постоянно множащихся пиратов и возвращает в свободный доступ все произведения Аркадия и Бориса Стругацких.
Читайте также: Барбара Хаттон: как растранжирить миллиард, меняя мужей
Несговорчивая внучка балетмейстера
Но если имена Стругацких и их вклад в мировую литературу забыть нельзя, то иногда в погоне за заработанными родителями деньгами дети теряют этих самых родителей для истории. Так случилось, например, с наследниками балетмейстера Касьяна Голейзовского.
Когда Большой театр попробовал возродить его балет, очень неплохо себя зарекомендовавшую «Скрябиниану», наследники, которым не понравились условия «отступных», раскритиковали и новую драматургию, и костюмы, и декорации. Мало того, внучка Касьяна Ярославича Флена заявила, что подаст иск на театр в размере 5 млн рублей. Проект пришлось свернуть из-за несговорчивости внучки. И что же? У театра с тех пор куча других постановок, Флена осталась без финансовых вливаний, а имя Касьяна Голейзовского просто забыто.
Жадная невестка Пастернака
В свое время на фирме «Мелодия» собрались выпустить аудиоверсию книги Шекспира. Но от задумки вынуждены были отказаться, потому что родственница поэта Бориса Пастернака затребовала за использование перевода отца ее покойного мужа непомерную сумму.
Точно так же женщина встала в позу, когда речь зашла о выпуске «Трех симфоний и венгерской фантазии», которую написал композитор Александр Локшин. В этом произведении использовался перевод Пастернака.
Из пятерых наследников только с Натальей Анисимовной, которая даже не является родственником по крови, не удалось договориться – остальные четверо на хороших условиях передали права наследства в Агентство ФТМ.
Читайте также: Умные, счастливые, успешные: эти блондинки — совсем не «блондинки»!
Разлетевшиеся по миру наследники Прокофьева
С композитором Сергеем Прокофьевым ситуация и вовсе вышла запутанной. В его случае суд признал законными двух его жен: Лину Прокофьеву и Миру Мендельсон. И права на авторские отчисления получили четверо: обе вдовы и двое сыновей Прокофьева.
Когда умерла Мира, ее права отошли Лине. Когда умерла Лина – ее права были переданы сыновьям: Святославу и Олегу. А когда умер один из них – Олег – его часть досталась его семерым детям.
Уже многие годы семья Олега живет в Лондоне. Святослав тоже имеет ребенка. И если кто-то захочет переиздать произведения великого композитора, придется искать пути, чтобы все правообладатели дали свое согласие. Но для начала их самих придется как-то разыскать.
Замечательный свекор Веничка Ерофеев
Самыми рьяными правообладателями обычно становятся вдовы писателей. Несколько реже - их дети. Но на авторские отчисления могут претендовать не только родственники. По завещанию писателя правообладателем может стать кто угодно.
Недаром вокруг писателей вьются аферисты и прилипалы всех мастей в надежде на оформленные в их пользу «авторские». В случае с Венедиктом Ерофеевым его наследницей стала невестка. И если ей заблагорассудится не заключать с кем-либо сделку о публикации бывшего свекра, то надавить на нее будет невозможно: она в полном своем праве на все его произведения на 70 лет после его смерти.
Повторить судьбу Карениной, чтобы иметь права на «Анну Каренину»
В 1981 году прошли те самые 70 лет с момента смерти великого русского писателя и произведения Льва Толстого были официально переведены в категорию «Общественное достояние». Но до этого вокруг произведений великого писателя было множество историй.
Еще при жизни Лев Толстой заявил, что никто не будет обладать правами на его произведения – не для этого он их писал. Он писал черновик отречения от авторского права, начиная с января 1891 года, и в начале марта рассказал жене о своем решении публично объявить об этом.
Но Софья Андреевна твердо ответила, что это все очередная блажь и она будет бороться за права на авторские отчисления, чтобы не оставить семью без гроша. Страсти накалились настолько, что после одного из скандалов, произошедших по этому поводу, она чуть было не бросилась под проходящий поезд.
Читайте также: Миллион курильщику, монетка в гробу и все деньги — собаке: самые экстравагантные завещания звезд
Страсти по наследству Льва Толстого
Все-таки жену удалось уговорить, отказ от авторских начислений был опубликован. Но в конце жизни писатель все же формально сделал правообладательницей Александру Львовну, младшую дочь.
Но при этом тексты не должны принадлежать кому-либо. Положение было настолько запутанным, что заинтересованные в печати произведений Толстого издатели предпочитали выплатить компенсацию вдове, чтобы избежать последующих судебных тяжб.
Известно о торгах Сытина и Маркса – владельцев журналов «Вокруг света» и «Нива». Оба предлагали вдове Толстого немалые суммы денег за право два года печатать произведения ее усопшего супруга. В результате, вдова была просто подкуплена Сытиным, передавшим ей безо всяких обязательств 100 000 рублей из собственных денег.
*Организация запрещена на территории РФ