Мультфильмы Давида Черкасского, которые разукрасили наше детство
Революционер от мультипликации, талантливейший художник ушел из жизни в возрасте 87 лет. Его творчество знакомо нескольким поколениям и советских, и российских детей.
Читайте также: Досье звезды: Давид Черкасский
Он творил радостно и весело. И его работы получались именно такими — уморительными и остроумными настолько, что и мультяшные герои, и их фразы моментально уходили в народ — картинками и цитатами.
Первый же мультфильм «Тайна черного короля», который был снят Черкасским на киностудии «Киевнаучфильм», завоевал премию «за лучший дебют» в Румынии.
Следующим анимационным фильмом Давида Яновича стал «Колумб причаливает к берегу» (1967) по одноименному рассказу Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Затем — не очень детская «Мистерия-буфф» (1969), в которой посредством буффонады рассказывалась история становления советского государства.
Потом вышла анимационная лента «Волшебник Ох» (1971), снятая по мотивам украинской народной сказки о казаке, его жене и их лентяе-сыне.
Работы Черкасского узнаваемы сразу, благодаря особому стилю исполнения под названием «плоская марионетка», когда мультяшные герои сделанные из кусочков бумаги, плавно передвигаются по стеклу. Конечно, использовалась и обычная рисованная анимация.
Поэтому всегда безошибочно определялось авторство рисованных лент — ведь сразу понятно, что и Айболита, и Врунгеля с командой создал один и тот же художник. К тому же Черкасский одним из первых в отечественной мультипликации ввел интересный прием, совмещая мультипликацию и игровые съемки.
Читайте также: По каким морям «ходил» настоящий капитан Врунгель
К примеру, в «Капитане Врунгеле» мы видим настоящее море, на которое потом наложены мультяшные сцены.
А в «Докторе Айболите» (1984-1985) на анимацию накладывались заранее снятые дождь и дым.
В потрясающем мультсериале «Остров сокровищ» Черкасский применил еще одну фишку — ввел в действие живых актеров, участников ансамбля «Гротеск». Кстати, сам Давид Янович тоже «засветился» в одном из игровых эпизодов ленты, сыграв «6-го пирата».
К слову, именно в этом мультфильме было очень много авангардных приемов. Чего только стоят киновставки с вокальными номерами, где буйствовали пираты. Мультфильм был продан в США, где в прокат вышел под названием «The Return to Treasure Island», правда там его показывали без песенных вставок. А в доме-музее Роберта Стивенсона в Эдинбурге даже хранится видеокассета с этим мультфильмом.
Песенки из «Острова сокровищ» не просто на слуху — их напевают и сегодня, они уже играют роль мемов. Да и сам мультфильм был снят с такой озорной виртуозностью, что не влюбиться в него было просто невозможно. А уж озвучка главных героев — вообще отдельный разговор.
Еще одна новация, которая тоже принадлежит Давиду Черкасскому: он начал записывать звуки типа «бац-бац» и «тук-тук» словами, как в комиксах.
К сожалению, после развала Советского Союза Давид Янович уже больше ничего не снимал. Последний проект, над которым Черкасский работал в 1990 году — «Макароны смерти», задуманный в стилистике фильма «Кто подставил кролика Роджера» — так и не был осуществлен.