В день рождения знаменитой царицы Египта, 2 ноября, мы вспоминаем о чудовищно дорогом проекте, который едва не разорил кинокомпанию «ХХ век Фокс». На фильм было потрачено 44 миллиона долларов, для того времени это была невероятно, запредельно огромная сумма.
Фильмов о Клеопатре снято немало, но картина с участием Элизабет Тейлор достойна особого внимания: история о ее съемках, пожалуй, интереснее, чем всем известная история Клеопатры.
1. История о миллионе долларов
Беспрецедентный на то время гонорар выделили для исполнительницы главной роли. Элизабет Тейлор поначалу не собиралась участвовать в фильме, но продюсеры настаивали: они не хотели видеть в роли египетской царицы никого другого.
Когда актрисе позвонили с предложением в очередной раз, Тейлор в сердцах воскликнула: «Я соглашусь только за миллион долларов!», понимая, что назвала несусветную сумму. Однако ей тут же ответили, что согласны заплатить миллион. И Тейлор не смогла отказаться. А кто бы смог?
2. История о проклятии, преследовавшем фильм
С самого начала все пошло не так. Предварительный бюджет был довольно скромным — 5 миллионов долларов. Увеличить его во много раз пришлось из-за множества проблем, обрушившихся на съемочную группу.
Сценарий писали и переписывали разные люди несколько раз — он не нравился продюсерам. Режиссеров тоже меняли несколько раз — они не нравились продюсерам и сценаристам. Первые сцены решили почему-то снимать в Англии. Когда посмотрели отснятые кадры, пришли в ужас: изо ртов говорящих артистов шел пар, выдавая холодный климат, ничем не напоминающий жаркий Египет. «Первый блин комом» принес киностудии долги в 7 миллионов и никуда не годный материал — все пришлось начинать заново...
Начали поговаривать о том, что над фильмом нависло проклятие, что сама царица Клеопатра не желает этих съемок и всячески вредит киношникам. И мы понимаем почему: египтянке в Англии было холодно!
Читайте также: Так ли была красива знаменитая Клеопатра
3. История о том, как Элизабет Тейлор чудом не умерла
Едва приступив к съемкам, не привыкшая к климату туманного Альбиона Элизабет Тейлор серьезно простудилась и долго лежала в больнице. У нее началось двустороннее воспаление легких.
В какой-то момент врачам пришлось делать трахеотомию (экстренная операция по вскрытию трахеи и введению в нее трубки для доступа воздуха в нижние дыхательные пути при асфиксии. – Прим ред.), чтобы спасти ей жизнь. Рассказывали, что у Элизабет на 5 минут останавливалось дыхание, она едва не умерла.
В результате на шее у актрисы остался большой грубый рубец. Как ни замазывали его гримеры, он все равно виден в фильме.
Когда съемки продолжились в Италии, создателей фильма стали преследовать новые неприятности. Уже выстроили дорогостоящие декорации, когда стало известно: выбранный кусок побережья нашпигован минами, оставшимися после войны. Пришлось заняться разминированием, на что ушло 22 тысячи долларов.
Только вздохнули с облегчением — новая беда: выстроенная «Александрия», как оказалось, расположена рядом с военным полигоном, на котором то и дело проводятся стрельбы. Пришлось регулировать время съемок так, чтобы оно не совпало со временем учений.
Хитрые итальянские менеджеры нахально вписывали свои личные расходы в смету фильма, деньги буквально утекали сквозь пальцы неизвестно на что.
Справедливости ради стоит сказать, что и для достижения зрелищности и правдоподобия было истрачено очень много. Например, в фильме участвовали сотни актеров-массовиков: 500 стражей, 600 темнокожих рабов, 10 тысяч солдат... Для каждого из них необходимо было создать костюмы.
4. История о том, как Элизабет Тейлор одного мужа похоронила, за другого вышла замуж, а с третьим закрутила роман
За то время, что исполнительница главной роли провела на больничной койке, было решено начать съемки заново — на этот раз в солнечной Италии. Новый сценарий, новые актеры на роли Юлия Цезаря и Марка Антония. Антония должен был играть Ричард Бартон. Этот выбор режиссера сильно повлиял на дальнейшие съемки и дальнейшую жизнь Элизабет Тейлор.
К началу работы над фильмом Тейлор стала вдовой — незадолго до съемок она похоронила своего мужа Майка Тодда, который погиб в автокатастрофе. Считалось, что она безутешна, однако не в стиле Лиз было долго оставаться в унылом одиночестве: на съемки она приехала с новым фаворитом — музыкантом Эдди Фишером, за которого выскочила замуж едва ли не на следующий после похорон день.
Читайте также: Брачные рекорды отечественных и зарубежных знаменитостей
Продюсерам пришлось срочно изобретать должность для мужа своенравной звезды — это было ее условие. Эдди должен был неотлучно находиться возле актрисы и выполнять все ее капризы.
Особенно несносным ее характер сделался, когда она заболела. В конце концов Эдди Фишер, не выдержав такого деспотизма, притворился, что у него приступ аппендицита, и попросту сбежал. Впрочем, от Лиз не так просто было сбежать — выздоровев, она настигла его в Лос-Анджелесе, и парню снова пришлось изображать влюбленного мужа.
Головы у продюсеров болели от поведения «примадонны». Она была с почестями поселена в 14-комнатные апартаменты. Она отказывалась работать в «критические дни». Она капризничала и требовала, чтобы с ней обращались, как с хрупкой хрустальной вазой.
Наконец, она поддалась очарованию южного солнца, расслабляющего и создающего атмосферу вседозволенности, и закрутила роман с Ричардом Бартоном — исполнителем роли Антония.
Вокруг влюбленных мгновенно принялись кружить стаями папарацци, ловя каждое проявление страсти, — а они и не скрывались. Обстановка на площадке накалялась. Бартон в интервью заявил, что не собирается бросать ради Тейлор законную супругу. Разъяренная Лиз едва не сломала запястье, колотя в кадре по постели, на которой ее героиня предавалась любовным утехам с Марком Антонием.
После каждой ссоры с Бартоном Лиз впадала в истерику, горстями глотала транквилизаторы, которые однажды чуть не погубили ее. Забытый всеми Эдди Фишер, отправленный звездой в отставку, покинул Италию.
Однажды Тейлор и Бартон сбежали на неделю — им захотелось провести вместе пасхальные каникулы. Вскоре Лиз вернулась — одна и с подбитым глазом. Она вновь попыталась покончить с собой с помощью транквилизаторов... Словом, любовное приключение актрисы занимало все первые полосы газет. Папарацци обогащались, читатели смаковали детали.
А режиссеру Джозефу Манкиевичу, президенту киностудии Спиросу Скоурасу и продюсерам было несладко: огромные деньги на ветер, нервные срывы, перенапряжение и бессонные ночи превратили их к концу работы над фильмом в развалин.
5. История о 65 костюмах Элизабет Тейлор
Несмотря на все сложности и перерасходы, фильм «Клеопатра» получился зрелищным и эффектным, затраты полностью окупились — публика с удовольствием смотрела на приключения легендарной царицы.
Только для Элизабет Тейлор было создано 65 роскошнейших костюмов, этот факт был зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. Самым дорогим получилось великолепное золотое платье, дополненное накидкой Феникса из фрагментов позолоченной кожи и царской тиарой.
Читайте также: Пять знаменитых женщин, перевернувших моду
Многие наряды Тейлор были украшены настоящими драгоценными камнями и пластинками золота.
Образ Клеопатры в исполнении Элизабет Тейлор стал культовым не только для кино, но и для мира моды. Десятки дизайнеров и сегодня вдохновляются им, чтобы создавать наряды и аксессуары, придумывать новые направления в макияже.
А своенравная Тейлор, по признанию критиков, навсегда осталась «истинной Клеопатрой», несмотря на все более поздние постановки о судьбе легендарной царицы Египта.