Копалыч, Киса, Лёлик: роли, которые не дают забыть Анатолия Папанова
Так сложилось, что многим он больше запомнился по комедийным ролям. Еще с тех времен, когда Папанов учился в ГИТИСе, его начали воспринимать как комический персонаж. Этому способствовали и специфическая дикция, и вызывавшая улыбку неактерская внешность, и искрометное чувство юмора, и множество жаргонных словечек и выражений, которые любил вставлять в свою речь Папанов.
Спору нет — комедийные роли удавались Анатолию Дмитриевичу на славу. Невозможно забыть ни забавного контрабандиста Лелика из «Бриллиантовой руки», ни ехидного тестя Димы Семицветова из «Берегись автомобиля»... Однако сам артист всегда больше стремился играть глубокие драматические роли. И, когда он появлялся на экране в таком образе, это производило на зрителей не меньшее впечатление.
«Приходите завтра» (1963 г.) - скульптор Николай Васильевич
Провинциальная талантливая девушка приезжает в столицу, мечтая стать певицей, и поселяется у Николая Васильевича — он знакомый ее знакомых. Наивная, искренняя девушка поначалу забавляет Николая Васильевича. Но потом именно эта искренность заставляет его переосмыслить все свое творчество, понять свои ошибки. Герой Папанова в начале и в конце фильма — это два разных человека: тот, кто отличался самоуверенностью и считал себя успешным и сильным, под конец выглядит измученным и усталым, но зато счастливым: он понял, что успех — только в постоянном поиске.
«Живые и мертвые» (1964 г.), «Возмездие» (1967 г.) - генерал Серпилин
В экранизации романов Константина Симонова «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» А. Папанов сыграл свою первую драматическую роль. До того на его долю доставались комедийные роли — он изображал бюрократов, жуликов и проходимцев. Когда режиссер Александр Столпер предложил ему роль генерала Серпилина, Папанов поначалу отказывался, говоря: «Я же комедийный артист, у меня не получится!»
Но потом согласился — и потому, что мечтал сыграть героя, и потому, что сюжет о войне был близок артисту-фронтовику. Серпилин очень похож на самого Папанова: он перенес много тяжелого, но сумел сохранить доброту и любовь к людям. Артист признавался, что хотел передать своей работой судьбу целого поколения фронтовиков, вспоминал своих боевых товарищей.
Читайте также: Кинозвёзды, которые сражались за Родину
«Берегись автомобиля» (1966 г.) - тесть Семицветова
Конечно, при упоминании «Берегись автомобиля» все в первую очередь вспоминают яркую игру Иннокентия Смоктуновского. Однако и неподражаемый тесть жулика Семицветова в исполнении Папанова каждый раз заставляет зрителей смеяться, несмотря на то, что все реплики мы уже давно знаем наизусть.
Артист появился всего в нескольких сценах, но его герой — простой грубоватый человек, который терпеть не может своего зятя и всячески старается его «уколоть» - подарил нам поистине крылатые фразы: «Не трожь птичку!», «Тебя посодют — а ты не воруй».
Читайте также: Шампанское с кровью: как жил и умер Андрей Миронов
«Бриллиантовая рука» (1968 г.) - контрабандист Лелик
Этот искрометный дуэт — Анатолий Папанов и Андрей Миронов — сделали картину по-настоящему «бриллиантовой». Словечки и фразочки Лелика в исполнении Папанова неизменно вызывают хохот, они не могут надоесть. А эпизод на рыбалке, когда герой Папанова потерял плавки, он и сам вспоминал с улыбкой. Дело в том, что реплика «Идиот!», в сердцах брошенная Леликом, не была прописана в сценарии — замерзший в холодной воде актер, вынужденный повторять сцену дубль за дублем, произнес это от души в адрес оператора.
Читайте также: Какие реальные истории о контрабанде стали сценарием «Бриллиантовой руки»
«Белорусский вокзал» (1971 г.) - Николай Дубинский
Фильм о встрече фронтовых друзей спустя 20 лет после Победы давно стал классикой отечественного кино. Анатолий Папанов сыграл в нем тихого бухгалтера Николая Дубинского, который на войне был радистом, а теперь честно трудится, заботясь о своей семье. Когда была война, для него все было понятно: там враги, здесь друзья. А мирная жизнь заставляет делать мучительный выбор. Одни окружающие считают Дубинского чрезмерно принципиальным идеалистом, другие уверены, что правила, по которым он живет, давно устарели...
Изначально режиссер Андрей Смирнов пробовал на эту роль Николая Гринько и Иннокентия Смоктуновского, но образ, который сумел создать Папанов, оказался самым точным.
«12 стульев» (1976 г.) - Киса Воробьянинов
И снова — блистательный дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова, которые, в конце концов, стали восприниматься зрителями как единое целое. Они не только часто появлялись вместе на экране, но и играли в одних спектаклях на сцене театра, и даже покинули этот мир артисты с разницей в несколько дней.
Персонаж Папанова в «12 стульях» - бывший дворянин, потерявший из-за революции все богатства и весь лоск и живущий на скромный оклад советского служащего. В погоне за мифическими сокровищами умершей тещи Киса Воробьянинов пускается в рискованное путешествие в компании авантюриста Остапа Бендера. В этом фильме герой Папанова — тихий, скромный и нерешительный. Однако известие о найденных сокровищах заставляет его встрепенуться: Киса, доведенный до отчаяния пустыми надеждами, нищетой и издевательствами компаньона, бросается на спящего Бендера с бритвой, чтобы самолично завладеть миллионами.
Читайте также: «Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина
«Холодное лето пятьдесят третьего...» (1987 г.) - Копалыч
Эта картина стала последней для Анатолия Дмитриевича. Неожиданная смерть помешала ему озвучить своего персонажа — бывшего главного инженера Николая Старобогатова, а ныне политзаключенного, несправедливо обвиненного в работе на иностранную разведку. Вместе с еще одним «политическим» в исполнении Валерия Приемыхова Копалычу (так Старобогатова прозвали в колонии) приходится противостоять банде матерых уголовников.
Самоотверженный, мужественный Копалыч, по мнению и критиков, и зрителей - одна из лучших ролей Папанова. Фильм, вышедший в прокат через год после смерти Анатолия Папанова, получил награды международных кинофестивалей. Но сам артист не успел посмотреть готовый фильм — его жизнь унес сердечный приступ.