К 242 году до н.э. в Спарте осталось лишь 700 граждан. Их короли считались самыми изнеженными, женщины - самыми развратными в Греции, а сам полис перестал считаться символом мощи и беспредельной отваги.
Даже ученикам младших классов известно о 300 спартанцах и их царе Леониде. В 480 году до нашей эры под Фермопилами они в течение трех дней непроходимой стеной стояли на пути многотысячной армии персидского царя Ксеркса, и погибли за свободу Древней Греции.
К тому времени Спарта являлась самой мощной страной Древней Греции, превращенной в настоящий военный лагерь. В ней правили и имели гражданские права только военные, а почти все остальное население полиса было превращено в бесправных рабов-илотов. Поэты Древней Греции наперебой воспевали спартанский образ жизни, но ни один из греческих полисов не собирался перенимать традиции и обычаи спартанцев.
Военизированному обществу роскошь не нужна
Расцветом Спарты называют V век до нашей эры, когда страна практически полностью закрыла свои границы для иностранцев и максимально упростила быт своих граждан.
Спартанские цари решили, что гражданам, которые должны стать самыми сильными воинами Греции, роскошь не нужна. Красивые вещи, которые не помогали воину в бою, были полностью запрещены. Сохранилась легенда о том, что одного спартанца, украсившего свою одежду разноцветной лентой, немедленно казнили его же товарищи.
Затем запретили пересекать свои границы купцам из других городов, сделав исключение лишь для торговцев оружием и доспехами.
В период расцвета спартанской культуры в этом городе-полисе совершенно не было поэтов, художников, ученых и драматургов, а в свободное от войн время гражданам предоставлялась возможность занятия спортом. Но только теми видами, в которых проигравший не имел права сдаться победителю.
Ни поесть, ни пообщаться
Обжорство в Спарте считалось грехом. Граждане предпочитали участвовать в общих трапезах, главным блюдом которых являлась черная похлебка. Она представляла собой сваренное в крови мясо, заправленное солью и уксусом.
Много съесть такой похлебки было просто невозможно, а побывавшие в Спарте торговцы рассказывали, что теперь им понятно, почему спартанцы совершенно не боятся смерти.
В Спарте предпочитали разговаривать коротко. Когда одному из военачальников Педарету сказали, что впереди огромная персидская армия, он коротко ответил: «Тем больше мы убьем».
Музыку спартанцы терпеть не могли. Певцов презирали, а сами пели только по праздникам. И только о том, как они убивали, убивают и будут убивать врагов.
Мужчины для войны, женщины – для рождения воинов
Мальчиков, начиная с семилетнего возраста, забирали от матерей в военные лагеря, а хромых, больных и убогих без сожаления сбрасывали со скал в море.
Уже в 14-15 лет спартанцы считались умелыми воинами и готовы были вступать в битвы, не жалея собственной жизни. Им было абсолютно все равно за кого воевать, а подразделения тяжеловооруженных воинов-гоплитов считали за честь иметь в своем окружении другие греческие цари.
Выросшие в военном лагере спартанцы в большинстве своем предпочитали любовь с напарником, которого готовы были защищать с оружием в руках, встав спина к спине.
Женщины были нужны исключительно для продолжения рода. Брак для спартанца считался обязательным, а холостяков публично позорили и унижали.
Война со своим народом
Гражданам Спарты предоставлялось исключительное право устраивать один день в году охоту на илотов – превращенное в рабов коренное население страны. Илоты имели право защищаться от нападения, но за это их потом обязательно казнили. Молодые воины старались уничтожить самых крепких рабов, получали опыт реального насилия и предотвращали возможность открытого восстания.
Иногда спартанцы проводили и более изощренные акции по уничтожению илотов. Во время войны с Афинами армия Спарты должны была выступить в поход, а в самой стране было неспокойно. Тогда был объявлен призыв в армию 2000 самых сильных и отважных илотов, которым после войны обещали свободу и гражданские права.
Отобранных добровольцев с венками на головах водили по местным храмам, после чего вывели за городские стены, и убили.
«Великая страна» без граждан
Сначала эта страна имела огромный авторитет в созданном ей же Пелопоннесском союзе, члены которого пользовались равными правами и не платили никаких взносов в казну Спарты. Большинство греков поддержали спартанцев в их победной войне с Афинами, а также в многочисленных сражениях с персами.
Тяжеловооруженные спартанские гоплиты всегда шли в авангарде греческих войск. Они приносили победы, но часто и гибли, постепенно уменьшая количество граждан.
Вдовам погибших воинов разрешалось выходить замуж повторно, но чаще всего они наследовали имущество мужей и предпочитали жить в свое удовольствие. Рожденных вдовами детей называли парфениями. Они имели спартанское гражданство, но считались людьми второго сорта. Позднее сформировавшееся сословие парфениев спартанцы выселили в город Тарент (современный итальянский Таранто).
Одновременно с ростом величия Спарты количество ее граждан стремительно уменьшалось, особенно во время восстаний илотов, не щадивших грудных детей, женщин и стариков.
К 242 году до н.э. в городе осталось лишь 700 граждан, многие из которых любили безмерно употреблять вино.
Многочисленные войны истощили Спарту. Она стала одним из самых бедных греческих государств, но продолжала считать себя великой страной.
Все закончилось в 146 году до н.э., когда Спарта, как и вся Греция, ничего не смогла противопоставить Римской империи. Самое закрытое общество Древнего мира погибло, оставив после себя лишь систему жесткого воспитания, которую сегодня называют спартанской.