Злой гений Ильи Репина: как «тяжелая кисть» убивала тех, чьи портреты он писал
Кто-то верит в мистику и силу изображения, кто-то верит в совпадения. Но что бы там ни было, но судьбы героев, написанных Репиным, действительно ужасны.
«Все умирают»
По словам поэта и писателя Корнея Чуковского, Репин был неким мистическим образом причастен к смертям своих моделей. Через пару месяцев после того, как Репин изобразил на холсте драматурга Алексея Писемского, тот скончался.
Вот, что писал Чуковский в своих биографических записях о Репине: «…в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался».
Гаршин и мистические полотна
Композитор Модест Мусоргский заказал Илье Репину свой портрет. Тот был окончен буквально за четыре дня до его смерти. То же самое произошло с портретом писателя Всеволода Гаршина.
Гаршин позировал Репину для центральной фигуры картины «Не ждали», ставшую знаменитой. Кроме этого полотна писатель изображен еще на нескольких картинах мастера. С него писался царевич с картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более знакомой публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына». А от пронзительного взгляда Гаршина работы великого живописца тяжело отвести взгляд.
Читайте также: Поезд-призрак и гуманоиды на дне: загадки и мистика Байкала
5 апреля 1888 года, получив от Репина полотно «Не ждали», Гаршин бросился вниз головой в межлестничный пролет. Голова была проломлена в том же самом месте, которое было окрашено искусственной кровью в момент написания Репиным картины с Гаршиным в роли умирающего царевича. В жизни, правда, умереть сразу у Гаршина не получилось: он мучился еще несколько дней.
Убить Столыпина портретом?
Говорят, юморист О.Л. д’Ор тогда в шутку попросил Репина написать убийственный портрет ненавидимого в его кругу премьер-министра и известного реформатора Петра Столыпина. По странному стечению обстоятельств через пару месяцев Репин действительно получил такой заказ.
Он долго отнекивался, старался избавиться от заказа, изобретая новые условия и требования, но городская дума Саратова выполняла все его запросы, поэтому Репину пришлось согласиться. Сразу после окончания работы над портретом Столыпин поехал в Киев, где погиб от рук Дмитрия Богрова, секретного осведомителя.
Смерть Третьякова
Известно, что Репин не один год мечтал изобразить на холсте самого Павла Михайловича Третьякова, создателя знаменитой художественной галереи. Но меценат, будучи суеверным и помня о печальной славе моделей Репина, наотрез отказывал художнику. Тем более, что однажды Репин уже писал его портрет и Третьяков потом долго и тяжело болел.
Читайте также: Проклятый портрет: как отменить собственное пророчество
В конце концов Павел Михайлович все ж поддался на уговоры, и работа над портретом началась. Последний мазок художник наложил на холст уже после смерти Третьякова в 1901 году.
Уничтожить Государственный совет
Но, наверное, самой значимой историей «тяжелой кисти» Репина является история написания им монументального полотна, посвященного столетию учреждения Государственного совета. В круговерти вскоре последовавших революций изображенные на нем государственные деятели лишились всего, многие погибли.
Известно, что картина создавалась Репиным с привлечением его учеников: Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Те чиновники, которых рисовали они, остались живы, хоть и подверглись гонениям.
Нет никаких подтверждений того, что художники переносят частичку души собственных моделей в создаваемые ими произведения. Но иногда череда мистических совпадений заставляет задуматься о том, что в нашем мире возможно всякое.