За что убили звезду советского сериала «Тени исчезают в полдень» Александру Завьялову

mukhahxh
Александра Завьялова Кадр из фильма «Люди на мосту», 1959 г.
Судьба этой яркой и талантливой женщины наводит на мысли о слишком высокой цене красоты и звездного статуса

У себя на Тамбовщине Сашенька с детства выделялась внешностью. Как считали, она пошла в бабушку-гречанку. А еще девочка блистала в местных самодеятельных постановках. Красота и талант... Кто же не мечтает об этих дарах как о пропуске в светлое будущее. А вот для Завьяловой дары свыше обернулись ядовитой плесенью, подточившей ее жизнь.

Проснуться звездой

Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960 г.
Кадр из фильма «Алешкина любовь», 1960 г.

На кастинге к ленте «Алешкина любовь» начинающая дива с загадочной и даже мистической внешностью обошла таких известных актрис поколения, как Изольда Извицкая и Людмила Гурченко.

Незатейливую и добрую мелодраму посмотрели в СССР более 30 млн человек. После поездок на международные фестивали появились поклонники и за «железным занавесом». Нежная и трогательная история любви мечтательного геолога Алексея и стрелочницы Зины поразила зрителей. Александра Завьялова мгновенно стала «звездой».

Тени исчезают в полдень

Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г.
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень», 1971 г.

Последующий десятилетний период со стабильными съемками в популярных кинолентах укрепил позиции Александры Семеновны, но все эти фильмы, несмотря на любовь публики, до популярности «Алешкиной любви» не дотягивали. И вот в 35 лет актриса была единогласно утверждена на роль монахини Пистемеи Морозовой в одном из первых советских телесериалов «Тени исчезают в полдень».

По свидетельству современников, Александра одновременно обладала и сильной энергетикой, и женской привлекательностью, что идеально подходило для роли.

С творческой задачей Завьялова справилась великолепно, показав развитие женского характера на протяжении всей жизни своей героини, – от молоденькой девушки до старухи. Это было ее последнее появление в кино, не считая второстепенной роли в постперестроечном фильме «Белые одежды».

Кадр из фильма «Белые одежды», 1992 г.
Кадр из фильма «Белые одежды», 1992 г.

Роковая встреча

Причиной отсутствия ролей стало знакомство с женатым американским бизнесменом, старше Александры на 20 лет. Роковая встреча с судовладельцем состоялась в самолете, летевшем в Одессу. Спецслужбы небезосновательно заподозрили коммерсанта в шпионаже и желании завести связи в высшем свете СССР. Он был объявлен персоной нон-грата и выслан из страны.

Для актрисы наступила черная полоса. Приглашать в кино ее перестали, подруги и поклонники исчезли. Испытания обострило серьезное психическое заболевание Александры Семеновны. Впереди было лечение в больницах и жизнь на грани выживания.

Бывшая ослепительная красавица перестала следить за собой, и ее часто видели очень быстро передвигавшейся по району с всклокоченными волосами и в неприглядной одежде.

По слухам, немало времени Завьялова проводила, запершись в своей комнате наедине с радиоприемником и даже разговаривая с ним: не могла забыть свою любовь. Ее пытался поддержать бывший муж, художник Дмитрий Бучкин, по-видимому, очень порядочный человек.

Проклятие «Вия»

Завьялова связала себя брачными узами один раз в жизни. И, несмотря на рождение дочери, через два года увлеклась грузинским режиссером Резо Эсадзе.

Резо Эсадзе в фильме «Городок Анара», 1976 г.
Резо Эсадзе в фильме «Городок Анара», 1976 г.

Есть мнение, что это именно он спас Завьялову от роли в советском фильме ужасов «Вий». После того как актрисе нанесли грим ведьмы, Александра почувствовала себя нехорошо. Узнав об этом, Резо Эсадзе настоятельно попросил снять Завьялову с роли Панночки. Не исключено, что это продлило актрисе жизнь, ведь фильм считается проклятым.

Роль Панночки досталась Наталье Варлей и преследовала ее всю жизнь. По окончании съемок актриса серьезно заболела, а в одном из круизов ее теплоход чуть не потерпел крушение при попытке просмотра этой культовой кинокартины.

Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 г.
Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 г.

Попытка Александры Семеновны наладить личную жизнь с Резо Эсадзе также не удалась. Утверждение о том, что «папа не тот, кто родил, а кто вырастил», не всегда отражает реальность. По слухам, дочь не приняла «нового папу». Добавили сложностей и странные изменения в характере актрисы, позже нашедшие свое объяснение.

Источник: Архив EG.RU
Источник: Архив EG.RU

Как выяснилось, судьба приготовила женщине еще одно испытание – был поставлен серьезный психиатрический диагноз. Актриса окончательно уходит в свой внутренний мир. Но... в 1976 году у Александры Семеновны рождается сын Петр, который через 40 лет сыграет в ее жизни трагическую роль.

Сын актрисы Петр, которого усыновил Дмитрий Бучкин. Источник: Архив EG.RU
Сын актрисы Петр, которого усыновил Дмитрий Бучкин. Источник: Архив EG.RU

Забытое убийство

В начале февраля 2016 года, за день до 80-летия, Завьялову нашли мертвой в своей квартире. По слухам, у сына Александры Семеновны Петра, с которым она жила в одной квартире, были проблемы с алкоголем. И осудить его за пагубную привычку может только тот, кто имеет опыт проживания в одной квартире с душевнобольным. А вот убийство матери оправдать невозможно.

В ночь на 4 февраля в пьяном беспамятстве Петр нанес Завьяловой смертельные ножевые ранения. Соседи и близкие люди считают, что случившееся – страшное стечение обстоятельств, а не злой умысел. Люди, хорошо знавшие Петра, говорят о том, что мужчина был добрым и отзывчивым человеком.

По мнению соседей актрисы по дому на Гаврской улице, она дожила до столь почтенного возраста лишь благодаря уходу сына. Вопреки советам Петр не хотел определять мать на постоянное лечение в психиатрическую клинику. Есть и другие мнения: якобы о Завьяловой никто не заботился, она плохо и скудно питалась и даже не имела отложенных денег «на похороны».

Признавшийся в преступлении Петр получил 8-летний тюремный срок. Он не помнит, что именно случилось в тот роковой вечер. А значит, и мы тоже никогда этого не узнаем.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


«Снегурочка» Филонова сгорела от рака, а Изольда Извицкая спилась: трагические судьба красавиц советского кинематографа
За что убили звезду советского сериала «Тени исчезают в полдень» Александру Завьялову