Унесенные северокорейским ветром: как в КНДР похищали кинозвезд

Ким Чен Ир (в центре) и похищенные ими южнокорейские звезды: Син Сан Ок (слева) и Чхве Ын Хи, 1983 год

Советские кинозрители в конце 80-х толпами валили в кинотеатры на северокорейский фильм «Хон Гиль Дон», но никто не догадывался, что авторами этого шедевра стали режиссер Син Сан Ок и его жена актриса Чхве Ын Хи, находившиеся в коммунистическом плену более 8 лет

Сын северокорейского лидера Ким Чен Ир к середине 70-х уже являлся вторым человеком в государстве. Официально он всего лишь руководил местной киноиндустрией, но был настолько всесилен, что отменить его приказ мог только более всесильный Ким Ир Сен.

Лучший друг кинематографистов КНДР

У каждого диктатора есть своя слабость. У Ким Чен Ира это было кино, которым он буквально бредил. Молодой Чен с огромным удовольствием смотрел голливудские фильмы, особо восторгаясь фильмами о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери и игрой Элизабет Тейлор.

Перед северокорейскими послами ставилась задача: любым путем доставать копии новых фильмов, которые должны были незамедлительно переправляться в Пхеньян. Нерадивые дипломаты рисковали потерять не только престижную работу, но и свободу, поэтому фильмотека Ким Чен Ира считалась одной из лучших в мире.

Президент КНДР Ким Ир Сен (справа) и Верховный главнокомандующий Корейской народной армии Ким Чен Ир у загородного дома в предместье Пхеньяна. Фото: ИТАР-ТАСС

«Лучший друг корейских кинематографистов» в 1973 году даже издал книгу «О киноискусстве». В ней товарищ Чен учил профессионалов правильно снимать высокохудожественные фильмы, которые можно было бы продавать за границу, пополняя скудную казну страны так необходимой валютой.

Этот труд в обязательном порядке изучали студенты кинематографических вузов и уже опытные режиссеры, но северокорейские фильмы оставались похожими друг на друга и абсолютно не интересными иностранному зрителю.

Нужна свежая кровь

Ким Чен Ир одним из первых понял, что культурная самоизоляция Северной Кореи ведет к постепенной деградации, решив кардинально изменить ситуацию. Спецслужбам страны поставили задачу похитить и доставить в страну кого-нибудь из видных деятелей киноискусства Южной Кореи. Выбор пал на режиссера Син Сан Ока и его жену, звездную актрису Чхве Ын Хи.

Син Сан Ок и Чхве Ын Хи. Фото из официального пресс-кита к фильму «Любовники и деспот», 2016 г. Источник: Magnolia Picture

Похищение готовилось в лучших традициях «бондианы» и было проведено блестяще.

В 1978 году актрисе прислали очень выгодное приглашение принять участие в новом фильме. Ничего не подозревающая женщина немедленно вылетела в тогда британский Гонконг.

Чхве Ын Хи прекрасно встретили, пообещали золотые горы и предложили поехать на прогулку, во время которой накачали наркотиками, погрузили на небольшую рыболовецкую шхуну и вывезли в Пхеньян.

Очнулась актриса в пустом и тщательно охраняемом доме, в котором ей в одиночестве предстояло прожить целых 5 лет. Через несколько дней ее посетил товарищ Ким Чен Ир. Он учтиво поинтересовался состоянием здоровья женщины и пообещал создать максимально комфортные условия для ее жизни.

Как потом рассказывала госпожа Чхве Ын Хи, она так до конца и не поняла, с какой целью была вывезена в Северную Корею, но вынуждена была ежедневно проводить по несколько часов за изучением многотомных сочинений Ким Ир Сена о национал-коммунистической идее чучхе.

Найти жену и пропасть

Син Сан Ок, который незадолго до этого развелся с Чхве Ын Хи, оказался очень порядочным мужчиной и немедленно отправился в Гонконг на поиски своей жены. На что и рассчитывали северокорейские агенты, четко проведшие спецоперацию по его похищению и транспортировке в Пхеньян.

Режиссера поселили в охраняемом особняке по соседству с женой, но он об этом так и не узнал. Ему сразу принесли труды северокорейского вождя, обязав их тщательно изучить.

Но Син Сан Ок заупрямился и даже совершил попытку побега. Он украл велосипед, доехал до железнодорожной станции и залез на крышу вагона, следовавшего в сторону границы.

Чхве Ын Хи в северокорейском кино. Фото из официального пресс-кита к фильму «Любовники и деспот», 2016 г. Источник: Magnolia Picture

Ну не знал служитель Мельпомены, что пересечь корейскую границу на поезде невозможно, а в КНДР считается хорошим тоном доносить друг на друга. Уже через пару часов полицейские сняли его с поезда и отправили в тюрьму для политзаключенных.

По словам Сина, в тюрьме первые два часа после подъема его заставляли стоять с поднятыми руками, а почти все остальное время – сидеть в позе лотоса. За его поведением внимательно следили, не давая уморить себя голодом, и неоднократно кормили насильно. При этом совершенно ничего не обещали и не предлагали.

Через два года Син Сан Ок сломался и начал писать прошения о помиловании. Еще через год его перевели в прежний особняк, дали специального куратора и снова обязали изучать труды Ким Ир Сена.

Грандиозный успех «великого плана»

Только в 1983 году Ким Чен Ир решил, что пришло время заново представить друг другу режиссера и актрису, предложив им стать частью великого плана по созданию конкурентоспособного северокорейского кино.

Ошарашенные неожиданной встречей Син и Чхве немедленно согласились на все предложенные условия, и уже в октябре того же года они получили возможность работать на лучшей киностудии страны.

Всего за два года пара сняла 17 художественных фильмов, побив всевозможные рекорды гонконгских боевиков, а в КНДР впервые появились фильмы о любви.

Ким Чен Ир и Чхве Ын Хи. Фото из официального пресс-кита к фильму «Любовники и деспот», 2016 г. Источник: Magnolia Picture

От картины «Пульгасари», рассказывающей о похожем на Годзиллу чудовище, помогающем беднякам бороться с феодалами, Ким Чен Ир был просто в восторге. Он даже прислал киногруппе целый грузовик с подарками, что для голодных северокорейцев было неслыханной щедростью.

Ким Чен Ир был настолько доволен Син Сан Оком и Чхве Ын Хи, что весной 1986 года разрешил им выехать в Австрию для ведения переговоров о прокате «Пульгасари» на Западе. И это стало его самой непростительной ошибкой.

Вытравить из памяти имена «предателей»

13 марта Син и Чхэ в Вене отвлекли внимание охраны и сбежали в американское посольство, попросив для себя политическое убежище. Их фактическое заключение в КНДР продолжалось 8 лет.

Возмущенный Ким Чен Ир потребовал заменить титры на всех снятых парой фильмах, которые еще не вышли в прокат. Всего авторство сменили в 10 из 17 фильмах Сина. Среди них оказался и блестящий «Хон Гиль Дон», режиссером которого «назначили» Ким Гиль Ина.

Кадр из фильма «Хон Гиль Дон», 1986 год

Попавший на наши экраны «Хон Гиль Дон» стал настоящим открытием для советских школьников, спровоцировав повальное увлечение восточными единоборствами.

В нем оказалось много постановочных сцен с прыжками на десятки метров, ударами с разворотов. А присутствие легендарных ниндзя стало для нашего кинозрителя настоящим откровением.

В кино КНДР вновь начался застой, а Ким Чен Ир даже вынужден был показать своим гражданам «Титаник» Джеймса Кэмерона. Вся Северная Корея рыдала, а деятелей киноискусства обязали снять что-то такое же грандиозное. Но пока они с поставленной задачей так и не справились.

Остаток жизни Син Сан Ок прожил в США, где снимал новые фильмы, включая ремейк «Пульгасари». Умер в апреле 2006 года. Чхве Ын Хи без особого успеха продолжала периодически сниматься в голливудских и южнокорейских фильмах. Умерла в апреле 2018 года в возрасте 91 года.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене