Советские кинозрители в конце 80-х толпами валили в кинотеатры на северокорейский фильм «Хон Гиль Дон», но никто не догадывался, что авторами этого шедевра стали режиссер Син Сан Ок и его жена актриса Чхве Ын Хи, находившиеся в коммунистическом плену более 8 лет
Сын северокорейского лидера Ким Чен Ир к середине 70-х уже являлся вторым человеком в государстве. Официально он всего лишь руководил местной киноиндустрией, но был настолько всесилен, что отменить его приказ мог только более всесильный Ким Ир Сен.
Лучший друг кинематографистов КНДР
У каждого диктатора есть своя слабость. У Ким Чен Ира это было кино, которым он буквально бредил. Молодой Чен с огромным удовольствием смотрел голливудские фильмы, особо восторгаясь фильмами о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери и игрой Элизабет Тейлор.
Перед северокорейскими послами ставилась задача: любым путем доставать копии новых фильмов, которые должны были незамедлительно переправляться в Пхеньян. Нерадивые дипломаты рисковали потерять не только престижную работу, но и свободу, поэтому фильмотека Ким Чен Ира считалась одной из лучших в мире.
«Лучший друг корейских кинематографистов» в 1973 году даже издал книгу «О киноискусстве». В ней товарищ Чен учил профессионалов правильно снимать высокохудожественные фильмы, которые можно было бы продавать за границу, пополняя скудную казну страны так необходимой валютой.
Этот труд в обязательном порядке изучали студенты кинематографических вузов и уже опытные режиссеры, но северокорейские фильмы оставались похожими друг на друга и абсолютно не интересными иностранному зрителю.
Нужна свежая кровь
Ким Чен Ир одним из первых понял, что культурная самоизоляция Северной Кореи ведет к постепенной деградации, решив кардинально изменить ситуацию. Спецслужбам страны поставили задачу похитить и доставить в страну кого-нибудь из видных деятелей киноискусства Южной Кореи. Выбор пал на режиссера Син Сан Ока и его жену, звездную актрису Чхве Ын Хи.
Похищение готовилось в лучших традициях «бондианы» и было проведено блестяще.
В 1978 году актрисе прислали очень выгодное приглашение принять участие в новом фильме. Ничего не подозревающая женщина немедленно вылетела в тогда британский Гонконг.
Чхве Ын Хи прекрасно встретили, пообещали золотые горы и предложили поехать на прогулку, во время которой накачали наркотиками, погрузили на небольшую рыболовецкую шхуну и вывезли в Пхеньян.
Очнулась актриса в пустом и тщательно охраняемом доме, в котором ей в одиночестве предстояло прожить целых 5 лет. Через несколько дней ее посетил товарищ Ким Чен Ир. Он учтиво поинтересовался состоянием здоровья женщины и пообещал создать максимально комфортные условия для ее жизни.
Как потом рассказывала госпожа Чхве Ын Хи, она так до конца и не поняла, с какой целью была вывезена в Северную Корею, но вынуждена была ежедневно проводить по несколько часов за изучением многотомных сочинений Ким Ир Сена о национал-коммунистической идее чучхе.
Найти жену и пропасть
Син Сан Ок, который незадолго до этого развелся с Чхве Ын Хи, оказался очень порядочным мужчиной и немедленно отправился в Гонконг на поиски своей жены. На что и рассчитывали северокорейские агенты, четко проведшие спецоперацию по его похищению и транспортировке в Пхеньян.
Режиссера поселили в охраняемом особняке по соседству с женой, но он об этом так и не узнал. Ему сразу принесли труды северокорейского вождя, обязав их тщательно изучить.
Но Син Сан Ок заупрямился и даже совершил попытку побега. Он украл велосипед, доехал до железнодорожной станции и залез на крышу вагона, следовавшего в сторону границы.
Ну не знал служитель Мельпомены, что пересечь корейскую границу на поезде невозможно, а в КНДР считается хорошим тоном доносить друг на друга. Уже через пару часов полицейские сняли его с поезда и отправили в тюрьму для политзаключенных.
По словам Сина, в тюрьме первые два часа после подъема его заставляли стоять с поднятыми руками, а почти все остальное время – сидеть в позе лотоса. За его поведением внимательно следили, не давая уморить себя голодом, и неоднократно кормили насильно. При этом совершенно ничего не обещали и не предлагали.
Через два года Син Сан Ок сломался и начал писать прошения о помиловании. Еще через год его перевели в прежний особняк, дали специального куратора и снова обязали изучать труды Ким Ир Сена.
Грандиозный успех «великого плана»
Только в 1983 году Ким Чен Ир решил, что пришло время заново представить друг другу режиссера и актрису, предложив им стать частью великого плана по созданию конкурентоспособного северокорейского кино.
Ошарашенные неожиданной встречей Син и Чхве немедленно согласились на все предложенные условия, и уже в октябре того же года они получили возможность работать на лучшей киностудии страны.
Всего за два года пара сняла 17 художественных фильмов, побив всевозможные рекорды гонконгских боевиков, а в КНДР впервые появились фильмы о любви.
От картины «Пульгасари», рассказывающей о похожем на Годзиллу чудовище, помогающем беднякам бороться с феодалами, Ким Чен Ир был просто в восторге. Он даже прислал киногруппе целый грузовик с подарками, что для голодных северокорейцев было неслыханной щедростью.
Ким Чен Ир был настолько доволен Син Сан Оком и Чхве Ын Хи, что весной 1986 года разрешил им выехать в Австрию для ведения переговоров о прокате «Пульгасари» на Западе. И это стало его самой непростительной ошибкой.
Вытравить из памяти имена «предателей»
13 марта Син и Чхэ в Вене отвлекли внимание охраны и сбежали в американское посольство, попросив для себя политическое убежище. Их фактическое заключение в КНДР продолжалось 8 лет.
Возмущенный Ким Чен Ир потребовал заменить титры на всех снятых парой фильмах, которые еще не вышли в прокат. Всего авторство сменили в 10 из 17 фильмах Сина. Среди них оказался и блестящий «Хон Гиль Дон», режиссером которого «назначили» Ким Гиль Ина.
Попавший на наши экраны «Хон Гиль Дон» стал настоящим открытием для советских школьников, спровоцировав повальное увлечение восточными единоборствами.
В нем оказалось много постановочных сцен с прыжками на десятки метров, ударами с разворотов. А присутствие легендарных ниндзя стало для нашего кинозрителя настоящим откровением.
В кино КНДР вновь начался застой, а Ким Чен Ир даже вынужден был показать своим гражданам «Титаник» Джеймса Кэмерона. Вся Северная Корея рыдала, а деятелей киноискусства обязали снять что-то такое же грандиозное. Но пока они с поставленной задачей так и не справились.
Остаток жизни Син Сан Ок прожил в США, где снимал новые фильмы, включая ремейк «Пульгасари». Умер в апреле 2006 года. Чхве Ын Хи без особого успеха продолжала периодически сниматься в голливудских и южнокорейских фильмах. Умерла в апреле 2018 года в возрасте 91 года.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене