Игра на чужом поле: какая тайна связывала Вию Артмане с Россией
Ее красота и талант были неоспоримы. Перед ней преклонялись мужчины. Женщины ей завидовали и копировали ее стиль. Когда она появлялась на экране, латыши гордо говорили: «Смотрите, это наша!» Но из-за ее любви к России всенародное признание однажды сменилось презрением и гонениями.
Пастушка
Десять лет назад 11 октября умерла королева советского кинематографа Вия Фрицевна Артмане. Королевой она стала не сразу. Родившаяся в семье батраков на маленьком латвийском хуторе и рано потерявшая отца девочка Алида (позже она возьмет имя Вия) с десяти своих лет уже бегала с хлыстом, собирая в кучу стадо.
Училась в рижской школе, а когда закончилась война, то поступила в актерскую студию Художественного театра (сейчас театр «Дайлес») в Риге, окончив ее в 1949 году. Этому театру актриса оставалась верна почти 50 лет.
Друг, муж или тиран?
О подробностях личной жизни всегда блистательной Артмане ничего не было известно. А между тем, по рассказам ее детей, дома было не все ладно. Муж Вии актер Артур Димитерс был буен во хмелю, Вия часто плакала, но находила в себе силы не разрушать семью.
Сын Каспар в интервью говорил, что благодарен матери за долготерпение и за то, что у него не было другого отца или другой мамы. Артур был харизматичен, красив, востребован как актер, весел и мил на публике. Дома же бывал груб, сыну иногда приходилось вставать на защиту матери. Артур любил вино, женщин, карты.
Но как бы ни было дома плохо, с Вией они представляли на театральных подмостках прекрасный дуэт. В пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой его смерти в 1986 году.
Брак по… шантажу
Сама Вия называла это замужество самой большой ошибкой в своей жизни. В последних своих интервью она рассказывала, что ей пришлось выбирать: либо оставаться свободной, счастливой, но потерять сцену, либо потерять любовь и остаться в театре.
Актриса любила молодого скульптора, и семейная жизнь Вии, возможно, была бы совершенно другой, но Артур Димитерс, положивший на нее глаз, позвал замуж и пригрозил: он приложит все усилия, чтобы ей была закрыта дорога на сцену в случае ее отказа. Она долго думала и все-таки выбрала карьеру, о чем потом всю жизнь жалела.
Вия и Артур прожили в браке 27 лет. И что бы ни происходило за закрытыми дверями в семье, Вия очень переживала смерть мужа в 1986 году. В день похорон Артура в театре давали «Елизавету Английскую», и Вия не отказалась выходить на сцену: она играла с другим партнером в тот день в память о муже, прощаясь с ним.
Запретная любовь
Когда в 1963 на экраны вышел фильм «Родная кровь», молва немедленно поженила Вию и Евгения Матвеева, который играл возлюбленного главной героини. Вия мало рассказывала о том, что их связывало, но, по ее словам, чувства все-таки были, причем нешуточные.
После съемок фильма судьба надолго развела их. Даже когда спустя много лет им довелось вместе сниматься в картине «Емельян Пугачев», за все время работы над фильмом им не удалось встретиться на съемочной площадке – разные графики и огромная занятость.
Очень давно сплетничали, что отцом Кристианы, дочери Вии, был Евгений Семенович. О том же много позже говорил в интервью и сын Каспарс. Он рассказывал, что мама сама призналась его жене в этом много лет назад.
В последний раз Вия с Евгением увиделись в 2002 году в Доме актера, где проходил вечер в честь Артмане. Тогда Евгений рассказал Вии, что тяжело болен и что дни его сочтены. В 2003-м актера не стало.
Вера как путеводитель
В том же году Вия Артмане пришла к православию, получив при крещении имя Елизавета. Первым в православие обратился Каспарс. Говорили, что это решение практически вернуло его к жизни.
Каспарс – признанный латышский бард, а у музыкантов много соблазнов. Поговаривали, что не обошли они стороной и Каспарса. После обращения в веру он помогал наркоманам выйти из зависимости, зная, насколько это тяжело. Потом восстанавливал православные храмы, уехав вместе с семьей за 80 километров от столицы.
Политика и короли
Во времена Советского Союза Вия Артмане была «лицом» Латвии в правящих кругах. К ней прислушивались на съездах КПСС, она представляла интересы Латвийской республики и СССР на международной арене. К этому своему роду деятельности актриса относилась со всей ответственностью.
За время своей политической деятельности она помогла немалому количеству своих земляков, борясь в ЦК КПСС за улучшения в целых отраслях латвийского хозяйства. При этом она не забывала и об отдельных людях, помогая получать квартиры, решая какие-то другие вопросы на уровне местных властей. Знаменитой актрисе шли навстречу, помогали, продвигали ее просьбы, подписывали нужные документы.
Вия Фрицевна никогда не пользовалась своим положением ради своей выгоды. Поэтому, когда после распада СССР Латвия стала отдельным государством и в нее пришли перемены, актриса оказалась практически у разбитого корыта.
Месть за популярность
Однажды в 1994 году в ее двери постучал незнакомец, представился как приемный сын жены бывшего владельца квартиры. Он заявил, что семья Артмане должна освободить жилплощадь в течение нескольких дней. Вия знала о том, что в действие вступил закон о реституции, по которому недвижимость передавалась тем, кто владел ею до 1940 года.
Она понимала, что переезжать придется, но надеялась, что ей помогут те самые люди, которым она в свое время помогала. Тем более что бывшим владельцам квартиры государство могло предложить другие варианты компенсации. Родные Вии были уверены, что появившийся «хозяин» – липовый и что история с его появлением темная, с криминалом и подложными документами. Артмане бросилась искать правды по высоким кабинетам.
Это был первый раз, когда Вия попросила за себя. Ей отказали в достаточно грубой форме, указав на то, что ей теперь по-другому придется разговаривать, потому что это новый горсовет свободной Латвии. Поняв, что ничего не добьется, актриса перестала бороться, хоть и надеялась, что ей, народной артистке Латвии и СССР, дадут хоть какое-то жилье взамен. Надежды не оправдались, и свою жизнь знаменитая актриса доживала на даче своей дочери в 40 километрах от Риги.
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин говорил, что все эти действия против Вии были не завистью, а отмщением за то, что она представляла на международной арене огромную страну, которая стала для новой Латвии врагом номер один.
В фильме Валерия Тодоровского «Катафалк» Вия Артмане сыграла женщину, которая со временем потеряла все, что у нее было в жизни: и власть, и красоту, и деньги. Эта роль стала пророческой для Вии Фрицевны. Скоро это случилось и с ней. Два инсульта подряд, инфаркт, рак… К концу жизни о ней почти забыли, а она до конца своих дней мечтала еще хотя бы раз выйти к публике.
И только в России думали и помнили о ней с благодарностью. Уже борясь с тяжелыми болезнями, она сумела сыграть две последние кинороли в фильмах «Каменская. Игра на «чужом поле» (2000 г.) и Екатерину II в фильме «Золотой век», попрощавшись со зрителями по-королевски.
Зато в театре, которому Вия Артмане посвятила около полувека, нет ни одной ее фотографии.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов