Как полюбить гика: зачем «демонизируют» компьютерные игры XXI века

«ИгроМир 2018»
Персонажи из компьютерной игры «Darksiders 3». Фото: Дмитрий Михайлов/EG.RU
В Москве прошёл грандиозный четырёхдневный слёт фанатов видеоигр «ИгроМир 2018». Это событие стало настоящим праздником для всех, кто не представляет своей жизни без виртуальных приключений

В огромном выставочном павильоне яблоку негде упасть. Поклонники шутеров, симуляторов, платформеров, аркад, стратегий и ролевых игр собрались на встречу с новинками игровой индустрии и друг с другом.

«ИгроМир» - это не только про видеоигры. Событие объединяет всех, кто любит и следит за современной поп-культурой: читает комиксы, обожает фильмы и сериалы, увлекается косплеем (переодевание в костюм любимого персонажа, сделанный своими руками, и последующее «отыгрывание» характера героя — прим. ред.).

EG.RU побывал на этой фантастической тусовке. Наблюдая единство гиков всех мастей, мы задумались — а так ли компьютерные игры «пагубны» для подростков? Ведь все, кого мы встретили на фестивале, светились от счастья, улыбались и даже не толкались, хотя у некоторых стендов людей было, как в метро часа-пик.

От скачущего пикселя к полноценной виртуальной реальности

В начале 70-х годов прошлого века в США была выпущена первая в истории компьютерных игр домашняя консоль Magnavox Odyssey. Игра там была всего одна — культовая «Pong», в основу которой лёг настольный теннис. С этого момента мир изменился навсегда.

Компьютерные игры уверенной цифровой поступью начали заходить на Западе практически во все дома. В Россию же новая реальность пришла со значительным опозданием - лишь после развала СССР. В 90-е в «Dendy» «рубились» все, от мала до велика. «Tetris», «Mario», «Battle City» стали частью культуры досуга, невиданным доселе «чудом», которое объединило миллионы людей. Обладатель приставки в каждом дворе считался небожителем. Народная тропа к нему в гости не зарастала никогда.

Самым страшным наказанием для любого российского школьника тех лет считалось «отлучение» от консоли на несколько дней — взрослые, недовольные поведением своих отпрысков, просто прятали блок питания. Чтобы не подвергнуться этой экзекуции, дети вели себя «как шёлковые», старались хорошо учиться ну и вообще лишний раз не искушали судьбу.

«ИгроМир 2018»
На «ИгроМире» каждый желающий мог «полетать» на истребителе.
Фото: Юрген Штейн/EG.RU

Стремительное развитие компьютерных технологий со временем превратило производство компьютерных игр в мощнейшую индустрию. Раньше релиз каждой новой игры был большим событием. Сейчас же их «штампуют» одну за другой. Современный рынок просто завален играми — среди этого изобилия всё реже можно встретить что-то по-настоящему крутое, однако именно конкуренция позволяет фанатам несколько раз в год получать настоящие шедевры, над созданием которых трудятся целые артели разработчиков.

Правда о компьютерных играх

Ну а теперь попробуем разобраться, почему некоторые люди (а среди них есть и профессиональные психологи — знатоки человеческой души) до сих пор считают компьютерные игры «абсолютным злом», убийцами времени и катализаторами жестокости. Так что же с видеоиграми не так?

«ИгроМир 2018»
Персонаж из вселенной игры «Mass Effect».
Фото: Дмитрий Михайлов/EG.RU

Вообще основа любой классной игры — это талантливый сценарий. Протагонист (главный герой - прим. ред.) в одиночку или вместе со своими спутниками может добиваться поставленной перед ним разработчиками цели абсолютно разными способами, в том числе лишая жизни каждого, кто встанет у него на пути. Вот тут надо чётко понимать, что это всего лишь игра, которая будоражит наше мифологическое сознание.

Мы встретили на «ИгроМире» известного блогера Виктора Карасёва, который следующим образом прокомментировал нападки на «излишне жестоких» разработчиков:

«Люди всегда «демонизировали» всё новое! Если вспомнить процесс зарождения телевидения — точно также говорили, что телевидение людей убивает. Ничего странного в этом нет. Всегда будут такие прожжённые олдфаги (люди, которые относятся изначально негативно ко всему новому — прим. ред.), для которых те же мобильники будут казаться чем-то из мира зла.

Любое занятие, если уходить в него с головой и не заниматься больше ничем, естественно будет пагубно влиять и на взрослых, и на детей. Если же к этому подходить с «расстановочкой» и не забывать про реальную жизнь, то компьютерные игры — это здорово.

Я смотрел интервью с Зайцевым и Репетуром (телеведущие, которые в 90-е делали культовую программу о видеоиграх «От винта!» - прим.ред.) и Борис Ааронович (Репетур) сказал очень правильную вещь о том, что жестокость в играх — это наоборот хорошо! Многие люди, имеющие склонность к жестокости, поиграют в GTA (серия игр, главными героями которых являются преступники — прим. ред.) и не будут делать ничего плохого в реальной жизни — просто выпустят пар. Ничего плохого в этом нет. Главное знать меру».

А вообще, если не брать во внимание многопользовательские игры, которые стали невероятно популярными буквально за несколько последних лет (о них чуть позже), то пройти какую-нибудь классную игру — это всё равно, что прочитать стоящую книгу. Что их объединяет – книгу и игру?

«ИгроМир 2018»
Настольные игры или «настолки» - часть культуры гиков.
Фото: Юрген Штейн/EG.RU

В основе любой игры лежит поучительная история, как и в книге. И иногда вам придётся даже делать моральный выбор за главного героя. Игра — это сказка, которая является некой смысловой базой наших  взаимоотношений с другими людьми, событиями и явлениями. Нереальность всего происходящего имеет очень тесную связь с настоящей жизнью. И в большинстве игр, как и в большинстве сказок, добро побеждает зло, без вариантов.

Онлайн-игры: опасны и завлекательны

Что же касается онлайн-игр — тут всё несколько сложнее. В сетевых развлечениях нет сценария и конечной цели. Это симуляция бесконечной бойни. Здесь важны тактические и стратегические навыки игрока.

Есть абсолютно справедливые претензии к подобному роду досуга, как к чудовищной, опасной трясине, если игрок пытается таким образом просто сбежать от реальности.

«Подсесть» на онлайн может кто угодно — как ребёнок, так и глава семейства. В этом случае речь идёт о самой настоящей психологической зависимости. Виртуальные победы над другими игроками создают иллюзию успеха, которого в современном мире не хватает многим. В Сети можно прочитать множество историй, когда из-за «танчиков» разваливались семьи...

Танк Т-34-85
Один из стендов украшала модель танка Т-34-85 в натуральную величину.
Фото: Юрген Штейн/EG.RU

Но вообще даже тут можно найти позитив. Пользователи онлайн-игр объединяются в огромные коммьюнити, внутри которых можно познакомиться с очень интересными людьми, обсудить практически любой вопрос (в том числе с играми не связанный) и даже попросить помощи.

«Сохраниться» в жизни нельзя

Мир компьютерных игр и всего, что с ними связано, по сути, совершенно не враждебен человеку. Зло таится лишь в неумеренности и попытках сбежать от насущных проблем.

Росомаха
Поболтали с Росомахой.
Фото: Юрген Штейн/EG.RU

Мы поговорили с парнями и девушками, которые щеголяли на «ИгроМире» в невероятных нарядах, изображая своих любимых персонажей игр, фильмов и мультиков. Для этих увлечённых и по-настоящему свободных людей — это часть жизни, попытка как-то самовыразиться и реализовать свой творческий потенциал. Они ни в коем случае не отождествляют себя с любимыми героями и не растворяются в них, теряя собственное лицо. Это всего-навсего игра, некий аттракцион, который помогает добавить в повседневность фантазии, мечты и ярких красок!

Так что если вы переживаете, что ваш ребёнок слишком много времени проводит за компьютерными играми или мастерит из пенопласта какой-то огромный, несуразный меч — не спешите бить в колокола. Попробуйте понять, чем он сейчас увлечён.

Вполне возможно, что вам самим это очень понравится. Самое главное помнить самим (и обязательно объяснить это детям), что в жизни «сохраняться» нельзя — второй шанс «победить босса» (в некоторых компьютерных играх «босс» - это самый сильный враг, схватка с которым происходит обычно в финале уровня — прим. ред.) даётся не каждому!

Читайте также:





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Пионеры прогресса: кто уже сегодня создает будущее
Мария Вебер – блогер-инфлюенсер, меняющий мир digital-маркетинга