Михалков удивился, что артисты подписали против него петицию
Старожилы Государственного театра киноактера боятся, что их выкинут на улицу.
Назначенный в феврале 2017 года на должность художественного руководителя Государственного театра киноактера Никита МИХАЛКОВ начал проводить реформы. Актеров, подписавших или оставивших комментарии под скандальной петицией «Банкротство Театра киноактера. Уголовное дело и арест», вывели из спектаклей. Еще в сентябре прошлого года им объявили: мол, начинается ремонт, поэтому артистам оставаться в здании опасно. Однако Академия Михалкова продолжает работать, оркестр им. Вивальди тоже, как и другой проект худрука - итальянский ресторан.
В 2014 году часть Театра киноактера отдали в аренду Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. В то же время в столичном Департаменте культуры решили, что театр надо реформировать. Причина одна - зрители на спектакли не ходят. При том что в штате Ирина Скобцева, Наталья Фатеева, Инна Макарова, Тамара Семина, Олег Стриженов, Лариса Лужина, Наталья Аринбасарова…
Мертвые души
Всего в штате 80 актеров. Однако многие из них годами не выходят на сцену.
- Последние два года играли раз в месяц, - говорит Инна Макарова. - Ирина Скобцева за несколько лет ни разу не вышла на сцену, а получает зарплату - семь тысяч. Аринбасарова, Фатеева не появляются. У нас числится Шавкат Газиев, который давно живет за границей.
В феврале 2017 года художественным руководителем Театра киноактера стал Никита Михалков. Он решил обновить состав труппы за счет учащихся своей академии.
- Им отдали даже наши гримерные, - возмущается артист Виктор Гунин. - При этом о назначении Михалкова артистам никто не сообщил. Часть труппы сейчас репетирует спектакль «Морфий», который поставила Алла Мусихина, дочь заместителя директора. Вот он выйдет обязательно, а другие постановки - нет. Пытаются переделать спектакль «Провинциальные анекдоты», но не висит даже расписание репетиций. Актеров, игравших в спектакле, сократили, чтобы ввести новых, михалковских. В результате 18 договорников выставили на улицу. Меня тоже отстранили. Обвинили, дескать, это я придумал написать петицию «Банкротство Театра киноактера. Уголовное дело и арест». Ложь! Хотя я был согласен с тем, что там написано. (В петиции директор театра Сурен Шаумян обвинялся в том, что в ущерб постановке спектаклей администрация занялась сдачей помещений в аренду, а получаемые средства деваются неизвестно куда.) Заместитель директора театра Борис Мусихин тогда спросил меня: «Как вы могли такое сделать?» Мог, потому что Академия Михалкова заняла почти все площади, а ремонт - это отговорки, никто его так и не начинал. Из-за этого последние годы мы репетировали спектакли в фойе. На собраниях труппы мы поднимали вопрос, но без толку. Все потому, что директор театра Сурен Шаумян - ставленник Михалкова, и на труппу им наплевать. Скоро они избавятся от всех заслуженных артистов. Скажем, народный артист Геннадий Юхтин раньше играл во многих спектаклях, а сейчас - ни в одном. Что нам толку от появившегося в здании итальянского ресторана, принадлежащего Михалкову? Нам финансы не позволяют по таким заведениям ходить.
Опасно для жизни
Директор театра Сурен Шаумян с актерами, подписавшими петицию, не согласен:
- Не работает только большая сцена, потому что комиссия установила: она опасна для жизни. Сейчас начинаются ремонтные работы. Да, есть недовольные актеры, остальные просят не обращать на них внимания. На то, что убрали Гунина и Выходцеву из спектакля, я повлиять не могу. Это вопрос к режиссеру. Либо актера видят в этой роли, либо - нет. У Никиты Сергеевича требования высокие, он хочет поднять планку. Это мы уговаривали Никиту Сергеевича, чтобы он пришел в наш театр.
- Но Виктор Гунин говорит, что его исключили из спектакля из-за петиции?
- Его не взяли в спектакль, потому что состав заменили, а не потому, что он составил петицию. Конечно, Никите Сергеевичу неприятно было прочитать эту петицию актеров. Он удивился: «Сурен Сергеевич, разве они не хотят, чтобы я пришел?» У Гунина прежде были все возможности. Сначала он хотел возглавить профсоюз, а потом отказался.
- Многие пожилые актеры мне откровенно признались, что в театр на работу они не ходят.
- Да, у нас есть актеры, которым под 80. Юхтину, скажем, 84. Как их выбросить на улицу, даже если некоторые не ходят? У нас проходят вечера Макаровой, сейчас готовим Лужиной. Академия Михалкова - только плюс. Приходят молодые актеры, которые хотят записаться на учебу, и это хорошо.
- Артисты обвиняют Михалкова в том, что он захватил театр, даже ресторан тут открыл.
- Как можно захватить государственный театр?! Ресторан платит за аренду. Раньше здесь бильярдная была, где актеры играли в свободное время. Чего там только не было в то время… Потом разрешили в этом полуподвальном помещении открыть ресторан, а бильярдную Министерство культуры распорядилось закрыть. А что, лучше было банк открыть?